Административные особенности зимнего вождения
Как всегда, внезапное наступление зимы застало врасплох нерадивых автолюбителей, не успевших вовремя «переобуться». Однако за создание аварийных ситуаций на наших дорогах они не несут ответственности. Infox.ru продолжает бесплатные юридические консультации для водителей.
Резкое понижение температуры заставило аккуратных владельцев транспортных средств задуматься о безопасности как своего имущества, так и своих близких. Советуют переходить на зимнюю резину и сотрудники ГИБДД. Ничего другого они сделать не могут, так как ни один российский закон не обязывает водителей провести комплекс каких-либо мероприятий по замене оборудования или расходных материалов.
Теоретически каждый имеет право всю зиму кататься на летней резине, заливать в бачок простую воду вместо специальной незамерзающей жидкости для очистки стекол, не менять ни масло, ни «дворники». О правилах использования зимней резины недавно задумались в Москве, но лишь для того, чтобы войти в Госдуму с инициативой запретить… использование шипованной резины в летнее время.
Шипованная резина действительно разрушает дороги быстрее, чем обычная. Но городские власти, выходя в Госдуму с такой инициативой, должны четко определить последствия сезонных запретов. Во-первых, надо разработать подробную таблицу смены времен года для каждого региона, ведь в Сочи лето начинается гораздо раньше, чем в Норильске. Во-вторых, что делать в ситуации, если в официально считающийся летним сезон вдруг выпадет снег?
Однако ни в Москве, ни даже на севере России не предлагают ввести обязательное использование шипованных колес снежной и холодной зимой. Но если вы собрались на автомобиле за границу, то имейте в виду: в некоторых странах законодательство регламентирует тип автошин.
В Финляндии использование зимних шин с начала декабря по конец февраля обязательно. Можно на них ездить с начала ноября до 31 марта, а также в случаях, если погода преподносит сюрпризы. Также с 1 декабря зимние шины обязательны к использованию на автомобилях, въезжающих в Швецию, Эстонию, Литву, Латвию. В Норвегии зимняя резина обязательна с 1 октября. Причем если шины у вас шипованные, то за въезд в центр Осло и Тронхейма придется заплатить дополнительный сбор около €4. Под зимними шинами все эти страны понимают зимнюю или всесезонную резину с глубиной протектора не менее 3 мм.
В России имеется единственное ограничение, которое сегодня накладывают на водителей правила прохождения техосмотра: запрещена эксплуатация автомобиля на двух шипованных колесах. Если уж ставить шипованную резину, то на все четыре колеса. Причем на каждой оси автомобиля шины должны быть одинаковыми (это правило, впрочем, распространяется на любые покрышки).
Учитывая, что зимой быстрее темнеет, надо позаботиться об исправности осветительных приборов, причем наносить какое-либо покрытие на фары запрещено теми же правилами. Если не освещается номерной знак, то машина не пройдет технический осмотр. Желательно, чтобы щетки стеклоочистителя также были зимними или хотя бы новыми, чтобы эффективно счищать снег и наледь со стекол. И конечно, надо залить в бачок омывателя «незамерзайку». Расходы вполне оправданны, ведь отсутствие обязанностей по установке зимних причиндалов имеет значение только при безаварийной езде. Если ДТП произойдет по вашей вине, тот факт, что вы не удосужились подготовить машину к зиме, усугубит вину и может увеличить наказание, которое при наличии жертв может быть и уголовным, а не только административным.
Прошлой зимой в Петербурге водитель очень хорошей иномарки был признан виновным в столкновении с автомобилем ВАЗ-21043, внезапно затормозившим посреди дороги. У иномарки тормозной путь оказался намного длиннее, так как она была на летней резине. И что самое интересное, страховщики отказались компенсировать виновному ущерб от столкновения, посчитав, что ДТП произошло по его умыслу. Доказывая, что имело место страховое мошенничество, адвокат компании оперировал не только техническими характеристиками автомобилей, но и фотографиями покрышек иномарки. По его словам, водитель, который ехал на лысой летней резине, хотел получить компенсацию за ремонт ранее поврежденной передней части машины. Поэтому он не подготовил ее к зимнему сезону и тем самым нарушил какие-то пункты договора страхования. Аргументы небесспорные, но суд с ними согласился. В итоге скупому пришлось платить дважды: за ремонт обеих машин и судебные издержки.
А в Москве уже вынесен первый приговор по новой редакции УК РФ пьяному водителю, который не справился с управлением и сбил насмерть трех пешеходов. Зимой таких случаев может быть много, и если будет доказано, что косвенной причиной ДТП стала халатность водителя, не сменившего вовремя шины, то он, будьте уверены, получит максимальный срок, а это девять лет за решеткой.
И последнее. Не забудьте установить под заднее стекло желтый квадрат с восклицательным знаком, если у вас стаж вождения менее двух лет, и треугольник с буквой «Ш», если вы едете на шипованной резине. Скорее всего, за отсутствие этих знаков вас не накажут, но другие участники дорожного движения будут внимательнее и постараются держаться от вас на безопасном расстоянии, что, естественно, сыграет вам на руку при любых непредвиденных обстоятельствах на скользкой дороге.