Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Кризис в автопроме затягивается

Финансовый кризис серьезно проредил мировой автопром. За год экономического шторма многие бренды сменили владельцев или пошли на дно. И говорить об окончании бури пока рано.

В России экономический кризис прежде всего ударил по рынку новых автомобилей. И наша страна из лидеров продаж мгновенно перешла в аутсайдеры. Последствия не заставили себя долго ждать: зарубежные автогиганты кто заморозил, а кто и вовсе отказался от строительства автозаводов в России. Несколько представительств практически полностью прекратили работу.

Впрочем, по сравнению с событиями, разворачивающимися на родине автомобилей -- в США, дела в России обстоят довольно сносно. А за океаном количество автомобильных брендов уменьшается прямо на глазах. На днях прекратило существование еще одно подразделение GM -- Saturn. Попытки сохранить марку путем продажи крупнейшей в США автомобильной дилерской сети не увенчались успехом. Сделка не состоялась из-за упрямства руководства GM, не пожелавшего продолжить даже выпуск запчастей для Saturn.

Из князей в грязьМарка Saturn была основана General Motors в 1985 году. По замыслу она должна была производить автомобили компакт-класса для конкуренции с японскими и немецкими брендами. В проект было вложено около $4 млрд. Автомобили Saturn продавались в основном в Северной Америке. И еще в 2006-2007 годах о банкротстве марки даже не думали, так как ежегодный рост производства Saturn превышал 30%.
Неясна судьба и других пасынков GM. Hummer приглянулся китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery, и GM избавился от легендарной марки за $150 млн. Его судьбу повторят европейские Saab и Opel/Vauxhall. SAAB, возможно, перейдет под крыло шведского производителя суперкаров Koenigsegg Group AB. А Opel приобретает тандем Magna-Сбербанк.

Куда трагичнее сложилась судьба заокеанских Pontiac и Saturn. Глаз на эти бренды пока никто не положил, и GM уже объявил: производство будет закончено в конце будущего года и марки, увы, прекратят существование.

Другой американский автогигант -- Ford Motor Company также заявил о возможном расставании со своим шведским брендом Volvo. До этого компания успела попрощаться с Land Rover, Jaguar, и Aston Martin.

А Chrysler тяжелые времена заставили искать дружбу с итальянским Fiat. Договор партнерства предусматривает обмен 35% акций Chrysler на технологии производства так не любимых до недавнего времени американцами малолитражек.

Семь раз отмерь

Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, число автогигантов -- жертв экономического кризиса на этом не закончится. В частности, глава альянса Renault-Nissan и известный антикризисный менеджер Карлос Гон на экономическом форуме в Саудовской Аравии заявил: выход на докризисные уровни продаж займет более семи лет.

Кризисные потери GMВ 2008 году чистые убытки компании превысили $30 млрд. А 1 июня 2009 года General Motors подал заявление о защите от кредиторов, прибегнув к ст. 11 закона о банкротствах США. В июле GM официально завершил процедуру банкротства, образовав «новую компанию» с тем же названием, 60,8% акций которой принадлежит государству.
А в ближайшие пару лет продажи автомобилей будут продолжать падать. Ситуация усугубляется недоступностью автокредитов и скачками курсов валют.

Тем не менее представители других автогигантов настроены не столь пессимистично и считают, что пик кризиса уже пройден, а специальные финансовые программы способны вновь заставить покупателей нести деньги в автосалоны.

Не стоит забывать и о финансовой поддержке государства. Американский конгресс выделил «большой тройке» $15 млрд в виде кредитов и запустил программу поощрения утилизации старых автомобилей.

А крупнейший отечественный автопроизводитель -- «АвтоВАЗ» уже освоил 25 млрд руб. и просит у правительства еще 70 млрд бюджетных денег. Сыграют ли эти деньги роль электрошокера, выводящего пациента из комы, или аппарата искусственного дыхания, отключать который нельзя?

Полная версия