Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Энергетическая безопасность за рулем

Энергетические напитки становятся все популярнее среди водителей. Многие верят -- банка с бодрящей жидкостью спасет от усталости и сна за рулем. Действительно ли это так, выясняли специалисты МЧС и корреспондент Infox.ru.

Усталость и сон --- главные враги водителей. На протяжении существования этой профессии шоферы во все времена пытались найти эффективное средство от клонящей в сон усталости.

Гайки в котелке, подвешенном под ухом, пение, физические упражнения, крепкий чай, коктейли из кофе с колой – все эти народные средства давали лишь кратковременный эффект, да и то не всегда.

Энергетические напиткиВпервые появились в России в середине 90-х годов. Основными их ингредиентами являются кофеин, экстракты тропических фруктов и витамины, которые в комплексе придают напиткам энергетические свойства и помогают снять усталость. По данным разных экспертов, объем реализации на отечественном рынке энергетических напитков составляет около 7 млн л в год. А объемы продаж в 2004 году выросли примерно на 25-30% по сравнению с прошлым годом, и тенденция к росту продолжает сохраняться.
Единственным 100-процентным средством от дремоты оставался сон. Но в экстремальных условиях найти время на него практически невозможно. В результате многие водители оставались за рулем до последнего, надеясь «не проспать» момент засыпания. Получалось редко у кого.

По статистике большинство тяжелых аварий на загородных трассах происходит именно из-за того, что какой-то водитель заснул за рулем.

Однако сон за рулем -- беда не только российская, это проблема общемировая. В цивилизованных странах рабочий день водителя жестко регламентирован: восемь часов в сутки за рулем с несколькими перерывами. За соблюдением «режима дня» строго следит дорожная полиция: в каждом коммерческом авто установлены приборы, фиксирующие буквально все -- время движения автомобиля, скоростные показания и даже маневры. Нарушил – оштрафуют и сидящего за рулем, и компанию, в которой тот работает.

В России подобным образом работа поставлена лишь в немногих крупных компаниях. Остальные ездят по старинке -- с «допингом». Только вместо термоса с крепким чаем все чаще в руках у водителя оказывается банка с энергетиком.

В некоторых странахСтарого Света энергетические напитки под запретом. На очереди Россия?..
Тем не менее в некоторых странах энергетики под запретом. Как же влияет тонизирующий напиток на водителя и его способности управлять автомобилем, решили выяснить специалисты МЧС России.

Джин из бутылки

В эксперименте, проводимом спасателями, приняли участие пять водителей-журналистов, которым за несколько часов предстояло проехать около 400 км. Условия, максимально приближенные к экстремальным: ранний подъем, проезд по городским пробкам, монотонный 180-километровый перегон, обед и вновь за руль. Перед выездом из города каждый участник пробега под надзором врача МЧС «заправился» полулитровой дозой энергетика. Кто и что пьет, для испытуемых осталось секретом. Напитки предварительно были залиты в одинаковые непрозрачные бутылки.

По условиям эксперимента, медик обследовал водителей каждый час, и уже на первой проверке выяснилось: на каждого водителя его энергетик повлиял по-разному. Первоначальное возбуждение отмечено в трех случаях из пяти, причем в двух из них эффект был далек от идеала. Водители отмечали симптомы легкого опьянения и даже тошноту. У всех водителей выросли давление и пульс.

Тем не менее через час все неприятные ощущения прошли и состояние водителей медик оценил как нормальное, однако уже через час картина в корне поменялась. Практически все водители отмечали сильную усталость и появление сонливости.

По словам врача, данный эффект вызывают многие лекарственные средства возбуждающего действия: они словно выключают предохранители организма, заставляя его работать буквально на износ. В результате по окончании их действия на человека наваливается такая усталость, что буквально валит с ног. Поэтому употреблять подобные препараты водителям не рекомендуется.

Напиток ограниченного поражения

После обеда участников эксперимента ждала новая доза энергетиков. Возбуждающий эффект медиками был отмечен практически сразу, но буквально через 15 минут он закончился, уступив место привычной послеобеденной сонливости.

Данный эффект известен врачам уже давно и называется эффектом привыкания. Иначе говоря, с каждым приемом препарата организм становится менее чувствительным к нему, а значит, для получения необходимого результата требуется увеличить дозу либо число приемов. А зачастую и то, и другое.

Таким образом, по словам врачей, употребление энергетических напитков водителями может быть эффективным лишь при разовом приеме. И то лишь при условии, что энергетик не вызвал у автолюбителя побочных эффектов наподобие легкого опьянения, головокружения, тошноты, резкого повышения давления или пульса.

Более того, энергетические напитки, при приеме которых отмечены данные симптомы, будут проходить дополнительную проверку в медицинских и химических лабораториях, после чего их оборот на территории России, возможно, будет ограничен.

Полная версия