Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Склонность к насилию передается по наследству

Ученые подтвердили факт существования гена, отвечающего за воинственность. Но как агрессия проявится у носителя и будет ли она направлена на самого носителя или на окружающих, неизвестно.

Юноши, несущие в своем наборе ДНК особую вариацию гена, названного «ген воина», или «ген убийцы», с большой вероятностью могут стать очень жестокими преступниками. Вывод американских ученых звучит как приговор. Очередное исследование генома асоциальных личностей по всему миру может окончательно убедить в мысли, что дело рук человеческих обусловлено ошибками в коде ДНК.

Бандитский набор генов

Моноаминоксидаза (МАО)Осуществляет катаболизм моноаминов посредством их окислительного дезаминирования. Этот фермент играет важную роль в поддержании постоянных концентраций эндогенных моноаминов в тканях, что особенно важно для нервной ткани.
Американский криминолог Кевин М. Бивер (Kevin M. Beaver) с факультета криминологии и уголовного правосудия университета штата Флорида (FSU), США, и коллеги из университетов Айовы и Сент-Луиса в своей работе сравнили данные ДНК и образ жизни более чем 2500 респондентов, нарушивших закон. Исследователи обнаружили особую вариацию гена моноаминоксидазы (МАО) у агрессивно настроенных мужчин, причем эту вариацию можно было чаще обнаружить у тех участников банд, которые вели себя особенно жестоко даже по отношению к членам своей же группировки.

Данный вариант моноаминоксидазы влияет на уровень нейротрансмиттеров, таких как серотонин и допамин, которые связанны с настроением и поведением. С ними также связана передача склонности к насилию по наследству. Предыдущие исследования установили, что «ген воина» специфичен для народов, которые, как принято считать, чаще других склонны проявлять агрессию.

Нейромедиаторы(нейротрансмиттеры, посредники). Биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача импульса с нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами.
Результаты исследований применимы только к мужчинам. Девушки с такой же вариацией гена MAO более устойчивы к соблазну вступить в банду и использовать оружие. «Что интересно в гене MAO -- это его местоположение на Х-хромосоме, -- рассказывает Бивер. -- В результате мужчины, у которых есть одна Х-хромосома и одна Y-хромосома, обладают только одной копией этого гена, и у них нет другой копии, чтобы противодействовать ему. Женщины, напротив, имеют две копии, компенсирующие друг друга. Именно поэтому большинство исследований гена остановилось на мужчинах».

Генетические преступления

Ген, конечно, важен. Но важно не сделать его козлом отпущения. Нельзя объяснять поведение человека воздействием одной аминокислоты или гормона. (Между тем известно, что в конце XIX века определить преступника пытались по пропорциям лица и на основе столь субъективной оценки даже применяли электрошоковую терапию.)

Ген только сигнализирует о потенциальной опасности, само его наличие не делает преступником или убийцей. Корреспонденту Infox.ru прокомментировал сей факт руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях доктор медицинских наук, профессор психиатрии Михаил Виноградов: «Генетики говорят: есть ген, отвечающий за агрессивность. Психиатры говорят: есть глубинные структуры головного мозга, отвечающие за агрессивность и за соединение ее с сексуальностью. Если эти структуры нарушены, мы получаем маньяка».

«Говоря об агрессивности в целом, -- продолжает Михаил Виноградов, -- мы должны ее разделять по направленности. Ген агрессивности существует, но мы должны знать, как социализируется и как направляется эта энергия. Человек, посещающий секцию дзюдо, проявляет на матах свою агрессивность. Другой человек грабит и проявляет ее же. Третий насилует. «Ген убийцы» -- неверно, а правильно будет «ген агрессивности». Люди делятся по психотипам на разные категории. Есть личности, которые никогда не впадают в агрессию, -- и боязливые, и смелые, и некоторые другие. Но особняком стоят агрессоры. Сложно сказать, в каком соотношении они среди нормальных людей. Их около 15%. Независимо от возраста агрессивность они сохраняют. Направленность ее -- вот в чем проблема. Ребенок родился, катался на велосипеде, плавает, боксом занимается. Его агрессивная энергия социализирована. Другой, запущенный семьей ребенок, душит кошек, отрезает им хвосты, стреляет в птиц -- тоже агрессор, но социальная направленность другая. Третий мальчик, реально существующий в Новгородской области, убил пятилетнего соседа, его собаку, чуть не сжег продавщицу, изнасиловал сверстницу. Сейчас он в психиатрической больнице, и его обследуют. Еще пара отроков (девятилетний мальчик и шестилетняя девочка) напоили и зарезали отчима. 13-летний московский Ванечка у бабушки в деревне зарезал мужчину и женщину, потом убил одноклассника. И после всего этого он хвалился тем, что умеет убивать. Все эти дети показывают оттенки агрессии».

«Есть уровень биологический или физиологический, есть уровень психологический или психиатрический, и есть уровень социальный, -- продолжает Михаил Виноградов. -- Да, есть небольшая категория людей, которые рождаются убийцами с асоциальным, антисоциальным и неисправимо антисоциальным поведением. Также есть люди, которые рождаются агрессивными. И ген отвечает не за склонность к убийству, а за склонность к агрессии. Например, чемпион мира по боксу. Агрессивен ли он? Безусловно. Но он свою агрессию держит в социальных рамках. Другой боксер (не чемпион) убивает оппонента после ринга. Агрессивность -- одна из черт, свойств характера. Куда человек ее направляет? По-разному. Есть понятие аутоагрессии, когда люди кончают жизнь самоубийством. И за это тоже в ответе ген агрессивности. В данном случае агрессия повернута против себя».

Стоит сказать, что агрессивность в разной степени встречается у всех. До конца понять, проявит ли ее человек только криком или все закончится более плачевно для оппонента, наука пока не в силах. Можно лишь выявить предрасположенность.

Полная версия