Дурманов: накажем тех, кто распространяет допинг
Россия решила всерьез бороться с допингом на законодательном уровне. В мае Дмитрий Медведев подписал соответствующие поправки к закону «О физкультуре и спорте». А Виталий Мутко недавно заявил, что в нашей стране хранение и распространение запрещенных в спорте средств и методов скоро станет административно наказуемо. Приведут ли эти новшества к коренным переменам, Infox.ru рассказал эксперт в области борьбы с допингом Николай Дурманов.
Шаг вперед
А 29 июня министр спорта Виталий Мутко и директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов объявили о долгосрочном сотрудничестве. Благодаря этому за хранение, распространение и употребление допинга будут снимать с должностей, выписывать штрафы и даже сажать на 15 суток. Соответствующие поправки должны появиться в Кодексе об административных правонарушениях уже в скором времени.
«Безусловно, это шаг вперед. Это очень важные мероприятия, которые немедленно выводят Россию в разряд стран, борющихся с допингом на самом высоком -- государственном -- уровне, -- сказал корреспонденту Infox.ru эксперт по антидопингу Николай Дурманов. -- То, что сейчас происходит в нашей стране, должно позволить абсолютно реально, на законодательном уровне бороться с допингом. Причем бороться не только с помощью дисквалификаций спортсменов, но и реально наказывать тех, кто занимается распространением и рекламой допинга. Это большая проблема, посмотрите хотя бы на то, что творится в интернете».
Допинг из аптеки
Например, фуросемид -- обычное мочегонное средство, которое можно приобрести в любой аптеке, а эритропоэтин -- эффективное лекарство, применяемое в лечении хронической почечной недостаточности.
«В списке сильнодействующих веществ, который прилагается к статье 234, рядом со страшными словами «кокаин», «морфин», «марихуана» мы видим несколько десятков допингов. Это и анаболические стероиды и ряд других опасных препаратов, применяемых в спорте», -- отметил Дурманов.
«Допустим, человека ловят с анаболическим стероидом, который контрабандно провезен, подпольно расфасован и его нет ни в каких реестрах, это самый настоящий нелегальный допинг. В этом случае действует 234-я статья. А как быть, если допингом выступает препарат, официально зарегистрированный в России, который можно приобрести в аптеке? 234-я статья в этом случае действовать уже не будет. Поэтому новшества, которые вводит Минспорта совместно с ФСКН, очень важны, они будут перекрывать и этот канал распространения допинга в спорте», -- продолжил эксперт.
Допинг-пробы без границ
Однако ни одна из поправок так пока и не решает еще одну серьезную проблему в области борьбы с допингом. Через российскую границу по-прежнему нельзя перевозить биопробы, и сложности в работе иностранных допинг-офицеров никуда не исчезли. А ведь именно это чаще всего вызывает нарекания со стороны международных антидопинговых организаций.
«Мы хотим добиться абсолютной свободы передвижения проб через границу Российской Федерации. Наши российские коллеги прекрасно понимают, что это единственный способ для России реально продвинуться в борьбе с допингом в вашей стране, изменить ситуацию. Но пока, повторю, решения нет», -- приводит слова медицинского директора МОК Патрика Шамаша агентство «Весь спорт».
«Эта проблема из разряда тех, которые просто так не решаются. Что-то подобное было во всей Европе года полтора-два назад, когда по соображениям безопасности на борт самолета нельзя было проносить большие объемы жидких веществ. И европейцы столкнулись с этой же проблемой», -- рассказал Николай Дурманов.
«В нашей стране трудность с транспортировкой допинг-проб широко известна, и сейчас есть подходы к их решению. Я думаю, что никому сейчас не нужна дальнейшая потеря репутации нашей страны как великой спортивной державы. Решение этой проблемы лежит в плоскости административной и юридической логистики, нужно свести воедино законодательные акты, нормативы и специальные процедуры, которыми занимаются совсем разные ведомства. Но я более чем уверен, что все это будет воплощено в жизнь в самое ближайшее время», -- обнадежил Дурманов.