Судьям надоела академичность российских фигуристов
На чемпионате мира по фигурному катанию в 2011 году сборная России будет представлена лишь одним одиночником. В отсутствие Евгения Плющенко на первенстве планеты в Турине один отечественный спортсмен докатался до сломанного конька, другой -- до 14-го места. Итоги турнира мужчин для Infox.ru прокомментировал заслуженный тренер СССР и России Виктор Кудрявцев.
Как подготовиться к чемпионату мира за пару дней
Надежды на медаль в мужском одиночном катании улетучились еще до старта чемпионата мира, когда серебряный призер Игр-2010 Евгений Плющенко отказался от поездки в Турин. Вакантное место в итоге было отдано Сергею Воронову. Занявший на чемпионате Европы 14-е место фигурист получил перед Олимпиадой-2010 изрядную долю критики от руководства и был отцеплен от сборной. В Ванкувер вместо Воронова поехал Артем Бородулин -- отнюдь не по спортивному принципу отбора.
После отказа Плющенко об ученике Алексея Урманова снова вспомнили и буквально бросили на амбразуру: о том, что они все-таки едут на чемпионат мира, Сергей и его тренер узнали за несколько дней до старта турнира.
А в первый день соревнований одиночников Воронов вообще остался единственным представителем России. Артем Бородулин смог провести на туринском льду лишь несколько секунд: после исполнения первого прыжка в короткой программе у спортсмена сломалось лезвие конька. После таких поломок обычно фигуристы пакуют чемоданы.
«Прокат Воронова невозможно оценить высоко»
Чтобы на следующем чемпионате мира сборная России сохранила две путевки в мужском одиночном катании, Сергею Воронову необходимо было войти в десятку. После короткой программы надежда на это еще теплилась. Ученик Урманова шел на одиннадцатом месте, с помарками, но выполнив и каскад с четверным тулупом, и аксель в три с половиной оборота.
«Низкие баллы Воронова, к сожалению, полностью соответствуют уровню того катания, которое он показал. Он грязно исполнил свою программу. При новой системе судейства прокат Сергея просто невозможно оценить высоко, и у судей, и у специалистов складывается впечатление тяжелого катания. Так что в оценке за компоненты программы он просто не мог получить много», -- прокомментировал в интервью Infox.ru выступление Воронова заслуженный тренер СССР Виктор Кудрявцев.
«Перед зрителями должен быть танец, а не разбеги на прыжки»
То, что Евгений Плющенко все-таки отказался от поездки на чемпионат мира в Турин, после завершения турнира одиночников выглядело довольно верным и мудрым решением. Фигуристам, славящимся прыжковой частью своей программы, на этом турнире блеснуть вновь не удалось.
Кевин ван дер Перрен, выполнивший в произвольной программе уже забытый после ухода из спорта Алексея Ягудина (забытый в том числе и Плющенко) каскад «4+3+3», остался в итоге лишь восьмым. Прыгучий испанец Хавьер Фернандес -- только двенадцатым, наш Воронов с двумя четверными в двух программах тоже не выделялся.
«На одном четверном сейчас далеко не уедешь, это уже продемонстрировали итоги Олимпиады. Чтобы снова побеждали «прыгуны», надо менять шкалу оценок за элементы. Но когда ISU (Международный союз конькобежцев. -- Infox.ru) на это пойдет и пойдет ли вообще, непонятно. А пока надо понять, и российским одиночникам не в последнюю очередь, что сейчас ценится общее восприятие программы, целостность всей композиции, а не какие-то отдельные элементы. Все четыре минуты перед зрителями должен быть танец, а не разбеги на прыжки», -- полагает тренер, воспитавший первого советского чемпиона мира -- Сергея Волкова.
«Фигуристы должны владеть коньком, своим телом, слышать музыку и все время работать. Конечно, выполнение прыжков ультракласса отнимает и много сил, и времени на то, чтобы ими овладеть. Но виртуозное владение коньком -- качество, которого тоже очень сложно достичь», -- высказал свое мнение Кудрявцев.
Исторический флип
Главным подтверждением того, что Плющенко для сохранения чемпионского реноме не стоило ехать в Турин, было катание Дайсуке Такахаши. Бронзовый призер Игр-2010 еще раз показал, что при новой системе судейства можно с блеском совмещать и сложнейшие прыжки, и сложнейшую хореографию. Японец впервые в истории фигурного катания выполнил четверной флип. До него спортсмены делали на соревнованиях только четверные тулупы и сальховы.
«Дайсуке долгое время у меня тренировался, и мы как раз работали над техникой его прыжков. Он молодец, что пошел на риск и вставил в произвольную программу элемент, который нестабильно получается у него на тренировках», -- отметил Виктор Николаевич.
Правда, судьи сложнейший элемент Такахаши не засчитали, найдя недокрут. Но и без этого сложнейшего элемента его катание выглядело просто потрясающим. В итоге Такахаши в оценках за произвольную программу заочно выиграл Олимпиаду-2010 у Эвана Лайсачека и Олимпиаду-2006 у Евгения Плющенко. Лайсачек в Ванкувере получил 167,37, Плющенко в Турине -- 167,67, Такахаши на чемпионате мира -- 168,4.
«В лице Такахаши новая система судейства, которую не перестают критиковать, получила подтверждение, что с ней не все так плохо. Дайсуке всегда обладал виртуозной техникой конька, динамичностью катания и выразительностью. Он какую музыку не брал, всегда ее выражал. Такахаши сейчас нашел золотую середину: у него здорово смотрятся и техническая сторона, и компоненты программы», -- рассказал Кудрявцев.
«Но говорить о том, что Плющенко на этом чемпионате проиграл бы японцу, я бы не стал. Думаю, если бы Евгений приехал в Турин, борьба была бы совсем другой. Многие фигуристы, и тот же Дайсуке, чувствовали бы себя более скованными. А так многие в отсутствие Плющенко вздохнули спокойно и стали рисковать: вставлять в программы сложнейшие прыжки», -- продолжил специалист.
«Судьям надоела наша академичность»
Следующий олимпийский цикл в мужском одиночном катании для нашей сборной не предвещает ничего обнадеживающего. Помимо Такахаши, в Японии есть еще и 22-летний Нобунари Ода, выигравший только в этом сезоне два этапа Гран-при. Есть Такахито Козука, которого уже сейчас рассматривали как одного из кандидатов на пьедестал мирового первенства. Добавился к этой троице Юзури Наньо -- чемпион мира среди юниоров этого года.
«Японцы выделяются среди всех фигуристов своим легким, эластичным мягким, скоростным катанием. У наших одиночников нет этой легкости и воздушности, мы по-прежнему катаемся академично, и судьям и зрителям это, по всей видимости, поднадоело», -- сделал вывод Виктор Кудрявцев.