Допинг-пробу «Б» пока никто не отменял
Информация, опубликованная в ряде российских СМИ о том, что на Олимпиаде-2010 спортсменов будут дисквалифицировать после первой же положительной допинг-пробы, скорее всего, газетная утка. По правилам WADA и МОК, атлет имеет право на вскрытие контрольной пробы «Б», и перед Играми это положение никто не отменял. Об этом сообщили Infox.ru несколько специалистов в области борьбы с допингом.
Вскрыл «А» -- вскрывай и «Б»
Несколько дней назад некоторые информационные агентства и сайты опубликовали новость о том, что на Олимпиаде в Ванкувере спортсменов будут дисквалифицировать после первой же положительной допинг-пробы. Авторство очередной допинговой сенсации приписано было не кому-то, а самому министру спорта Виталию Мутко.
«Спортсмен на Олимпийских играх в Ванкувере будет дисквалифицирован на основе одной положительной допинг-пробы, заявил в среду министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко журналистам после встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым», - передает РИА «Новости», ссылаясь на Виталия Мутко.
Другими словами, результат контрольной пробы «Б» учитываться не будет. Причем несмотря на то, что именно эта проба не единожды спасала спортсменов от дисквалификации.
Так было, например, в 2005 году с французским лыжником Венсаном Виттозом. Первый анализ дал положительный результат на запрещенный препарат фуросемид. Однако вскрытие контрольной пробирки показало, что спортсмен полностью чист.
Наиболее памятный случай нестыковки проб «А» и «Б» произошел перед Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити. Тогда эстонская лыжница Кристина Шмигун уже готовилась к двухлетней дисквалификации. Но вскрытая контрольная проба «Б» следов запрещенного препарата норандростерона не выявила. Спортсменку, естественно, допустили до Олимпиады, но подняться выше седьмого места в Солт-Лейк-Сити она так и не смогла. Зато на Играх в Турине без допинговой нервотрепки стала двукратной чемпионкой.
Дурманов в недоумении
Ванкуверские новшества нарушают статью 7 Всемирного антидопингового кодекса, по которой атлета в максимально короткий срок обязаны уведомить о праве вскрытии пробы «Б», если проба «А» оказалась положительной. Именно поэтому ведущие российские специалисты в области борьбы с допингом серьезно засомневались в правдивости слов, которые якобы принадлежат Мутко.
«Честно говоря, я в недоумении. Не знаю, откуда пошла эта информация. Она нарушает антидопинговые правила. Обычно на Олимпиаде все процедуры проводят в ускоренном режиме, но не настолько, что проба «Б» не вскрывается. Поэтому не исключаю того, что кто-то что-то напутал», -- сказал в интервью Infox.ru Николай Дурманов, глава медицинского центра Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
«В тех правилах, которые действуют сейчас, нет даже намека, на то, что проба «Б» не будет учитываться. Может быть, я чего-то уже не знаю. Поэтому допускаю возможность таких «инноваций». Но пока правил, подтверждающих это, в глаза не видел. Может быть, изменения в правилах идут так стремительно, что даже мы – специалисты – не успеваем их замечать», -- продолжил Николай Дмитриевич.
«На Олимпиадах несколько другие антидопинговые правила, но они всегда стыкуются с Кодексом WADA. Очень хочется разобраться, что же все-таки произошло. Хочется верить: это всего лишь путаница», -- подытожил Дурманов.
WADA молчит
Ничего не знает о нововведениях и еще один специалист из области борьбы с допингом, пожелавший остаться неизвестным.
«Сильно сомневаюсь, что МОК и WADA прямо перед самой Олимпиадой поменяли правила. Я не очень понимаю, откуда взялась эта информация. У спортсменов сохраняются все права: на расследование, на вскрытие пробы «Б», но происходить все это будет в очень короткие сроки. Если проба отрицательная -- лаборатория уведомляет об этом в течение 24 часов, если положительная – то в течение 72. Если проба положительная, уведомляется спортсмен, который должен решить, вскрывать ли контрольную пробу и будет ли он требовать срочных слушаний», -- разъяснил ситуацию эксперт.