Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

«Спортсмены изощренно применяют допинг»

За последние несколько месяцев более десятка российских спортсменов отстранены от соревнований. Корреспондент Infox.ru выяснил, является ли Россия лидером по количеству допинговых скандалов, какой путь проходит проба спортсмена, возможны ли ошибки в процессе нахождения запрещенных препаратов и где можно приобрести допинг в нашей стране.

«Наш спортсмен применял допинг»

Легкоатлеты, биатлонисты, лыжники -- одиночные дисквалификации уже ушли в прошлое, сейчас российских атлетов отстраняют от спорта партиями. Непосредственные участники допинговых скандалов продолжают отрицать свою вину, а общественность упрекает всех и вся в мировых заговорах, заявляя, что только на нашу страну устремлено столь повышенное внимание.

«Ни о каком мировом заговоре речи быть не может. У всех есть проблемы такого рода, и Россия совершенно не является здесь ни лидером, ни каким-то изгоем. Я вас уверяю: не меньше проблем и у других передовых стран. Все идет примерно в равной пропорции. И сказать, что в России этих скандалов больше, совершенно невозможно. Я боюсь, что сейчас вообще трудно определить, где их больше, ну уж точно не в России. Мы видим Россию, мы болеем за Россию, переживаем. А информация из других стран нами иногда просто опускается или до нас не доходит», -- сказал Infox.ru заместитель руководителя национального антидопингового агентства «РусАДА» Александр Деревоедов.

«Наша задача сейчас -- создать свою антидопинговую стратегию, чтобы нас не внесли в своеобразный черный список. Мы все время кого-то обвиняем, а на самом деле за очень многими скандалами стоит правда -- наш спортсмен применял допинг», -- откровенничал с журналистами министр спорта Виталий Мутко.

«Не «мочите» WADA»

Национальное антидопинговое агентство «РусАДА» создано чуть больше года назад. Когда о его появлении объявили официально, казалось, допинговые скандалы уйдут в прошлое. «Наверно, лучше спросить у них, чем они занимаются. Для меня как для спортсмена никаких изменений после образования «РусАДА» не произошло абсолютно», -- довольно резко заявил корреспонденту Infox.ru чемпион мира по биатлону Николай Круглов.

«РусАДА» -- филиал Всемирного антидопингового агентства (WADA). Его полномочия те же, что и у WADA, только не в масштабе всей планеты, а в рамках одной страны -- России.

«В пределах Российской Федерации инспектора допинг-контроля «РусАДА» могут брать пробы у всех спортсменов, которые находятся на территории нашей страны. Это могут быть и зарубежные атлеты: если они находятся на территории нашей страны, то подпадают под юрисдикцию национальной организации. За территорией России мы можем работать только по соглашению с местной организацией и WADA или по соглашению с организатором мероприятия», -- сообщил Infox.ru Александр Деревоедов.

Именно антидопинговые агентства чаще других спортивных инстанций обвиняют в разжигании скандалов, подтасовке результатов и предвзятом отношении к нашей стране. Но вопреки распространенным мифам, ни «РусАДА», ни WADA не занимаются обнаружением допинга и дисквалификацией спортсменов.

«Мы все время «мочим» WADA. Это неправильно. Всемирное антидопинговое агентство -- это всего лишь надстройка, она никакого отношения ни к биатлонистам, ни к легкоатлетам не имеет. Мы же в СМИ всех собак всегда спускаем на WADA. А ее смысл заключается только в одном -- в составлении правил. WADA не занимается забором проб и вынесением решений. В период Олимпийских игр этим занимается МОК, а на различных чемпионатах этим занимаются федерации по видам спорта», -- в очередной раз оправдывает невиновных Виталий Мутко.

В компетенции антидопинговых агентств -- составление списка тестируемых спортсменов, забор проб, их доставка в лабораторию, образовательные программы и подготовка инспекторов допинг-контроля.

«Инспектор допинг-контроля -- это достаточно тяжелая работа. Представьте: надо перевезти 20-40 проб. Каждая проба -- это два контейнера, проба «А» и проба «Б», которые хранятся в специальном боксе. Надо мало того что правильно выполнить процедуру -- необходимо все собрать, эту сумку себе на плечо повесить и передать в аккредитованную лабораторию в кратчайшие сроки», -- рассказывает Деревоедов.

«Для нас крайне важна порядочность допинг-офицера. Не секрет, что существуют попытки его подкупить: предложить деньги в обмен на фальсифицированную пробу. Он должен уметь этому противостоять. Также инспектор должен беспрекословно, иногда в очень неудобное для себя время собраться и уехать, чтобы обеспечить работу на сборе или на каком-то ином мероприятии. За ним могут еще и наблюдать специальные контролеры, о присутствии которых допинг-офицер даже не догадывается», -- продолжает заместитель руководителя «РусАДА».

«Это просто бред»

Естественно, антидопинговые агентства во главе с WADA -- организации не такие уж и безобидные. Вот только одно нарушение, которое до сих пор встречается сплошь и рядом. В кодексе Всемирного антидопингового агентства четко прописано, что инспектор допинг-контроля не может прийти к спортсмену ночью.

«Но на крупных спортивных мероприятиях -- чемпионатах мира, Олимпиадах -- могут немножечко это правило нарушить. Однако спортсмен может просто не открыть дверь», -- деликатно рассказывает о нарушении Деревоедов.

Для удобства антидопинговых служб спортсмен обязан расписать свой день -- указать час в каждом из 365 дней года, когда он гарантированно доступен для тестирования.

«Отсутствие спортсмена на указанном месте в этот час -- это нарушение правил. Если допинг-инспектор приезжает и не находит спортсмена, тогда у атлета могут быть проблемы. Атлет не имеет права отказаться от прохождения тестирования, если он выбран для тестирования», -- практически дословно цитирует кодекс WADA Александр Деревоедов.

«Был как-то случай неприятный, -- вспоминает биатлонист Николай Круглов. -- К нам на базу приехали инспектора, и охранники остановили их машину на входе. Нужно было позвонить, чтобы для них выписали пропуск. Естественно, никаких звонков сделано не было, и мне был записан штраф определенный. Я считаю, что это просто бред. В конце концов, когда ты подходишь к двери, ты звонишь в звонок».

«Лично у меня самые большие претензии к тому, что мы должны давать информацию о своем местонахождении в режиме 24 часа в сутки, грубо говоря. Но позвольте, есть сборы, соревнования, а есть мое личное время. И мне хочется, чтобы люди о нем не знали. Я думаю, что имею на это право. Десять месяцев в году мы находимся на сборах и соревнованиях. И думаю, что за десять месяцев можно провести колоссальную кучу тестов и сделать какие-то выводы для себя. Наверное, не очень принципиальны этот месяц-полтора, тем более что это не соревновательный период», -- возмущается Круглов.

«Приборы задыхаются»

Антидопинговый центр во Всероссийском научно-исследовательском институте физкультуры и спорта -- пока единственная в России лаборатория, которая может проводить анализы проб на международном уровне. Российские инспектора допинг-контроля везут пробирки с мочой спортсменов именно сюда.

«Наша лаборатория сейчас занимает пятое место в мире. За прошлый год мы сделали 13 700 проб, в этом году, думаю, у нас будет 15 тыс.», -- делится достижениями директор ФГУП «Антидопинговый центр» Григорий Родченков.

Еще перед Олимпиадой в Афинах в лаборатории практически не было современного оборудования. Дела обстояли настолько плохо, что назначенный именно в 2004 году новый заведующий центром Григорий Родченков полгода не давал никаких интервью.

«Сейчас мы оснащены достаточно хорошо. Более того, в этом году поступит оборудование нового поколения, которое прежде всего позволит разгрузить имеющиеся машины. У нас за последние годы количество анализов возросло в несколько раз, естественно, приборы не справляются, задыхаются. По сути дела, мы уже закупили все необходимое оборудование, которое имеется в олимпийских лабораториях. До конца года поступит проточный лазерный цитометр, который позволит определять переливание крови. Очень сложный прибор», -- рассказал Infox.ru Родченков.

Вероятность ошибки и человеческий фактор при проведении анализа допинг-проб практически исключены. Даже холодильники в лаборатории, где хранятся реагенты, снабжены специальной системой, которая фиксирует каждое открывание и закрывание.

Положительной или отрицательной окажется та или иная проба, на 99% зависит от техники. Конечный результат анализа появляется в распечатанном на бумаге виде и автоматически сохраняется на компьютере в формате pdf. Удалить этот результат из памяти машины не может никто из сотрудников лаборатории.

«Спортсмены изощренно применяют допинг»

Российский антидопинговый центр стал одной из первых лабораторий, где опробуют методики определения генного допинга и занимаются составлением так называемого биологического паспорта спортсмена.

«Спортсмены-профессионалы, к сожалению, используют очень изощренные методы применения допинга, которые можно определить, только имея на руках предварительные данные спортсмена. То есть атлет сам задает стандарт или диапазон изменения физиологических показателей. Если он выходит за свой же стандарт, значит, с большой вероятностью было применение допинга. Биологический паспорт спортсмена позволяет отслеживать все изменения в организме спортсмена», -- поделился секретами Родченков.

«Борьба с допингом -- рутинная работа»

Однако даже введение биологического паспорта может не спасти спорт от допинга. Сейчас купить почти любой запрещенный препарат можно в интернете. Даже пресловутый рекомбинантный эритропоэтин и последнюю его модификацию -- препарат Mircera можно найти без особого труда. Указаны и цены, и производители. Эритропоэтин, кстати, легально производят сразу несколько российских фирм.

«Тот же эритропоэтин -- это не допинг, это эффективное лекарство для лечения крови, связанного с заболеванием почек, и придумали его совершенно не для спорта. Именно поэтому многие препараты достаточно легко купить. Но есть запрещенные WADA препараты, которые включены в списки Госнаркоконтроля. И за этими препаратами ведется серьезное наблюдение: отслеживаются их трафик, продавцы и все остальное. Но интернет пока совершенно невозможно контролировать. То есть допинг из оборота убрать невозможно. Но у человека всегда есть право выбирать: применять допинг или подумать о том, что есть еще идеалы честного спорта. И это право всегда у человека будет оставаться. А наша задача -- помочь ему сделать правильный выбор», -- считает Деревоедов.

«В борьбе с допингом надо уходить и от кампанейщины как можно скорее, и от истерики. Это рутинная, обычная, каждодневная работа. Такая же, скажем, как и тренировка спортсмена. Нужно, чтобы общество понимало: такая работа необходима, и такая работа ведется, и такую работу нужно вести активнее и эффективнее. Необходимо вливаться в цивилизованное мировое сообщество, становиться частью этого спортивного сообщества, где четко совершенно определена позиция и общества в целом, и спортивного сообщества относительно допинга», -- отметил Деревоедов.

Будут ли спортсмены чистыми в Ванкувере

Но до цивилизованной антидопинговой политики нам по-прежнему далеко. Даже законодательство России к этому не готово. Из России нельзя вывозить биологические материалы, к которым относят и допинг-пробы спортсменов. На границе уже не раз были задержаны зарубежные инспектора допинг-контроля. И никаких продвижений по этому вопросу все еще нет.

Общественность продолжают убеждать, что грядущие Игры в Ванкувере на сей раз обойдутся без допинговых скандалов с участием наших спортсменов. Все олимпийцы в этом сезоне пройдут тотальную проверку. Однако в мире уже появились новейшие методики определения допинга, а WADA изменила запрещенный список, и не факт, что все наши спортсмены поспеют за этими нововведениями и смогут оказаться чистыми.

Полная версия