Москва
3 января ‘25
Пятница

В ресторане можно не платить

Владельцы отелей и ресторанов требуют ограничить полномочия Российского авторского общества, собирающего деньги за трансляцию музыки. Предприниматели разработали поправки к Гражданскому кодексу и настаивают на введении в России открытой лицензии по примеру creative commons. В РАО убеждены, что механизм формирования тарифов прозрачен, а претензии участников рынка не имеют оснований.

Федерация рестораторов и отельеров подготовила поправки к нормативным актам ФАС, в Гражданский кодекс, закон об авторском праве и смежных правах. Бизнес требует ограничить полномочия Российского авторского общества. «Изменения будут направлены в законодательные органы по итогам экспертных обсуждений с участием юристов, представителей прокуратуры, ФАС и Государственной думы», -- рассказали Infox.ru в пресс-центре малого и среднего бизнеса Москвы.

«Мы хотим, чтобы на территории России могла существовать такая лицензия, как сreative сommons – это открытая лицензия, для того чтобы можно было использовать музыку бесплатно и легально, чтобы правительство озаботилось вопросом открытого доступа всех произведений, которые перешли в общественное достояние», -- говорит юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова.

Предпринимателям не нравится непрозрачность процедуры начисления тарифов за используемые произведения. «Нас не устраивает непрозрачность ситуации, и нас не устраивает налог на то, что у нас иногда звучит музыка. Мы хотим платить пропорционально тому, что мы реально используем. Ставка не меняется в зависимости от того, сколько раз звучит музыка, и эта ставка очень существенна», -- считает Мария Орлова.

Предприниматели убеждены: производя видеосъемку в кафе с целью сбора доказательств, РАО превышает свои полномочия. «Есть нюансы, когда организация превышает свои полномочия, занимаясь оперативно-разыскной деятельностью. По закону они не имеют права без разрешения правообладателя записывать, а именно это они и делают. Запись должен производить не инспектор РАО, а соответствующее уполномоченное лицо», -- рассказывает юрист.

Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров убежден, что, осуществляя проверки, инспекторы РАО нарушают законодательство. «Многие просто не понимают закон, и РАО пользуется общим незнанием и делает так, чтобы обирать предпринимателей. Сумма, которую они собирают, сопоставима с прямым налогом, которое платит предприятие. В сегодняшней ситуации с исполнением закона есть нарушения со стороны РАО», -- считает Игорь Бухаров.

Представители РАО считают, что механизм определения ставок прозрачен. «Например, ставки для кинотеатров -- 3%, для организаторов концертов – 5% от суммы валового сбора -- они установлены правительством. Кроме того, есть еще ставки, которые устанавливают сами правообладатели, то есть авторский совет РАО. Если взять предприятия общепита, эти ставки устанавливаются в зависимости от посадочных мест, учитывается регион, в котором находится предприятие общепита, различные коэффициенты. Ставки совершенно четкие, ясные, прозрачные и дифференцированные», -- объясняет заместитель генерального директора РАО Олег Патрин.

Исполнительный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности Виктор Осипов считает претензии бизнесменов необоснованными. «Как формируются тарифы, можно понять на сайте РАО, у них лежит решение авторского совета. Авторы решают, что они готовы предоставить такие права за такую-то сумму. Каждое предприятие вправе решать, устраивает его эта сумма или нет. Так же как я прихожу в ресторан, где кофе стоит 100 рублей. Я либо пью его, либо встаю и ухожу. С авторским правом то же самое», -- говорит Виктор Осипов.

Летом прошлого года РАО инициировало возбуждение первого уголовного дела за публичное воспроизведение музыки без договора с обществом. Владельцу ресторана «Адмирал Бенбоу» Алексею Карпову грозило до шести лет лишения свободы и 1,2 млн рублей штрафа за исполнение песен Юрия Антонова.

Дело до сих пор не закрыто. «Прошел год, меня должны были уведомить о том, прекратилось дело или нет, но пока ничего нет», -- говорит Алексей Карпов. Сейчас предприниматель выплачивает РАО ежемесячно 9 тыс. рублей за исполнение российской музыки и 5 тыс. рублей – за исполнение иностранной.

Полная версия