Китай усложняет бизнес для иностранцев
Товарооборот между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой динамично развивался последние годы, и даже несмотря на кризисные явления в мировой экономике в прошлом (2009) году по данным Росстата составил внушительные 39,5 миллиарда долларов.
Однако условия ведения бизнеса в Китае для иностранных компаний простыми не назовешь. Начиная с 2008 года были ликвидированы действовавшие предыдущие 30 лет налоговые преференции для зарубежных инвесторов. Экономика Китая целенаправленно переориентируется с наращивания экспорта на стимуляцию внутреннего спроса и на этом фоне становится более разборчивой и требовательной к иностранным инвесторам.
"В последнее время китайцы ужесточают режим пребывания иностранных компаний на своем рынке. Вырос минимальный уставный капитал компаний, возросли налоги, ужесточился режим оформления рабочих виз. Власти негласно рекомендуют активно брать в компании китайцев. Все началось с подготовки к Олимпиаде-2008. Теперь вот ЭКСПО-2010, Азиатские игры - режим пребывания иностранных компаний поставлен под тщательнейший контроль", - утверждает Евгений Колесов, генеральный директор компании Optim Consult, крупнейшей из работающих в области консалтинговых услуг по ведению бизнеса в Китае.
В Китае российские предприниматели сталкиваются не только с трудностями макроэкономического характера и государственного протекционизма. Китай – страна с давними бюрократическими традициями, которые также необходимо учитывать. Причем существует следующая закономерность: в крупных городах, как Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Вэньчжоу, работа в государственных органах будет осуществляться эффективно, достаточно быстро, но при этом дорого. В мелких и менее развитых городах оформление бумаг обойдется дешевле, но здесь "нужно заносить", чтобы ускорить процесс.
Как показывает практика, проблемы у российских предпринимателей возникают не только с китайскими законами. Как отмечают эксперты, работая в Китае, нужно учитывать массу факторов: налоги, преференции, оформление разрешений на работу, близость поставщиков, доступность транспортной инфраструктуры. Кроме того, Поднебесная - страна контрастов, и условия ведения бизнеса на севере и юге страны серьезно различаются. Помимо юридических вопросов, в соседних провинциях могут существенно разниться правила делового этикета, подходы к ведению дел и так далее.
«Многое зависит, от того, в какой провинции вы ведете бизнес, - объяснил Евгений Колесов. - К примеру, пекинские бизнесмены известны своим чувством юмора и вниманием к одежде и манерам. Шанхайцы заставят вас сильно поволноваться своей дотошностью, но после подписания соглашения будут ответственно исполнять все договоренности. С южанами (провинция Гуандун) важно внимательно обсудить денежные вопросы и ни в коем случае не касаться политики. А бизнесмены из Вэньчжоу прославились как китайские евреи».
Несмотря на существующие трудности российско-китайское торговое сотрудничество очевидно имеет потенциал развития. Но так же понятно, что в обозримом будущем развиваться оно будет в рамках традиционной формулы – «сырье в Китай, ширпотреб из Китая». Хотя такой дисбаланс и невыгоден для российской экономики, никаких заметных предпосылок к его изменению нет, и протекционистская политика китайских властей лишь закрепляет сложившееся положение вещей.