МВД поработало на 10%
До 90% уголовных дел по экономическим преступлениям не имеют доказательств. Раскрываемость на уровне 10-15% связана с тем, что уголовные дела используют для давления на бизнес.
Доля доказанных экономических преступлений в общем числе возбужденных против предпринимателей уголовных дел не превышает 10-15%, подсчитали эксперты Института проблем правоприменения в исследовании «Произвольная активность правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью».
Специалисты утверждают: деятельность правоохранительных органов, расследующих экономические преступления, свидетельствует о некомпетентности сотрудников или их личной заинтересованности. «Совокупная доля доказанных преступлений по экономическим преступлениям не превышает 10-15% от общей массы уголовных дел – и это если предположить, что все осужденные наказаны справедливо. Остальные 85-90% активности представляют либо проваленные ввиду низкой компетентности сотрудников дела, либо «коммерческую составляющую», то есть давление на предпринимателей с целью получения неформальных доходов или частных выгод», -- говорится в исследовании.
От 20 до 40% дел по экономическим преступлениям доходят до суда и менее 20% завершаются приговорами, утверждают в институте. Эти цифры вместе с темпами роста количества регистрируемых преступлений экономического характера указывают на интересы правоохранительных органов, связанные с внеслужебной мотивацией, говорится в исследовании.
В МВД относятся к результатам исследования с осторожностью. «Наверное, имеет смысл эти данные сравнивать с официальными, которые предоставляет наш ГИАЦ (Главный информационно-аналитический центр МВД. – Infox.ru). Статистика зависит от того, как на нее посмотреть, нужно видеть, на какие данные они опираются и что лежит в источнике их анализа, сравнить с данными официальной статистики и тогда комментировать», -- говорит заместитель начальника правового департамента МВД России Иван Соловьев.
В Институте проблем правоприменения утверждают: все данные были взяты из общедоступных ресурсов МВД, прокуратуры и судебных органов. «Данные взяты из открытой ведомственной статистики, опубликованной на официальных сайтах», -- рассказала Infox.ru сотрудник института Элла Панеях.
Эксперты свели все показатели в единый график по двум самым коррупционным статьям Уголовного кодекса – мошенничество и присвоение или растрата. «У нас есть экспертное мнение, основанное на интервью и опросах, что убийство и изнасилование – это дела с минимальной коррупцией. Мошенничество и растрата – это две статьи, которые наиболее часто используются для «наездов» на бизнес», -- пояснила Infox.ru Элла Панеях.
Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов соглашается, что среди сотрудников правоохранительных органов действительно есть тотально некомпетентные и большинство уголовных дел по экономическим преступлениям заводят с целью оказать давление на бизнес: «Сейчас есть новая схема, когда налоговая служба работает с подразделениями по экономической безопасности. Поскольку процент предпринимателей, выигравших дела у налоговой, в последнее время вырос, сейчас это перебрасывают в МВД, где возбуждают уголовные дела. Это типичная схема для вымогательства денег».
В суде уголовные дела, возбужденные по экономическим преступлениям, в 90% случаев не могут быть оправдательными, рассказал председатель НАК. «Если дело признают заказным, то привлекать к ответственности придется не только оперативников МВД, но и сотрудников прокуратуры, судей. В рейдерских захватах в 90% применяется силовое давление именно со стороны правоохранительных органов. Это факт», -- констатирует Кирилл Кабанов.
К статистике института нужно относиться осторожно, действительной проверки дел по экономическим преступлениям до сегодняшнего дня не проводилось, говорит Кирилл Кабанов. «В МВД есть люди, которые действительно работают. Общаясь со следователями МВД, я видел, что у них большая часть дел как раз реальные», -- признает Кирилл Кабанов.
Законодатели признают: Уголовный кодекс предусматривает для предпринимателей чрезмерно строгие наказания. «По действующему законодательству сегодня в России предприниматели получают сроки больше, чем террористы и убийцы», -- говорит член комитета Совета федерации по конституционному законодательству Евгений Тарло.