Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В России не нужны инновации

Спрос на инновации в России существенно ниже, чем в Европе. Российские потребители -- это консерваторы, констатирует «ОПОРА России». Инвесторы связывают это с низким уровнем коммерциализации проектов, а предприниматели -- с низким уровнем благосостояния.

Консерватизм потребителей в отношении инновационных товаров в России в два раза выше, чем в Европе. Такие данные приводят эксперты организации «ОПОРА России» и «Бауман Инновейшн» (аналитический центр МГТУ им. Баумана).

Потребителям предлагалось ответить на вопрос: «Готовы ли вы приобретать инновационные товары взамен используемых товаров?» Опрос показал, что в европейских странах доля потребителей, ответивших «нет», не превышает 13%. В России их в два раза больше – 26%. 36% российских потребителей готовы приобретать инновационные новинки, если они не отличаются по цене от привычных.

Президент фонда Icon Private Equity Кирилл Дмитриев считает, что причина недоверия потребителей к инновации в низком уровне коммерциализации проектов. «Ситуация связана с тем, что, к сожалению, в России фокус часто направлен на идею, а не на коммерциализацию этой идеи и доведение инновационного товара до идеального качества. Возможно, обжегшись несколько раз на ряде российских товаров, не доведенных до безупречного качества, потребители стали относиться к ним с некоторым недоверием», -- объяснил Infox.ru Кирилл Дмитриев. По мнению главы Icon, при внедрении инноваций необходим «жесткий фокус» на доведение потребительских качеств товара до идеального состояния. «Тогда консерватизм исчезнет сам собой», -- убежден Кирилл Дмитриев.

В Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) не соглашаются с данными исследования. «Мы не согласны, что жители России менее восприимчивы к инновационным новинкам по сравнению с жителями других стран. Например, уровень использования смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами в России один из самых высоких в мире – более 50%. То же самое можно отметить и по многим другим сегментам бытовой техники», -- рассказали Infox.ru в ассоциации.

В НАИРИТ признают: российский экономический сектор невосприимчив к новым промышленным технологиям. «Показатели российских предприятий по энергопотреблению, трудозатратам и конечной себестоимости продукции являются одними из самых высоких в мире. Это действительно составляет серьезную проблему, решить которую можно, переведя предприятия на работу в условиях жесткой конкуренции за заказчика», -- рассказал представитель ассоциации.

Предприниматели, занятые в инновационном секторе, также скептично относятся к результатам исследования. «Я подозреваю, что эти 26% под словом «инновационное» поняли «что-то экспериментальное», непроверенное и таким образом ответили. Я думаю, проблема не в головах, а в формулировках», -- считает создатель сервиса Wi2Geo Сергей Курлович.

Руководитель проекта Tutorion.ru Егор Руди связывает результаты опроса с уровнем благосостояния населения. «Я думаю, что если опрос проводить в Москве и Питере, то доля будет похожа на западные статистики. В целом спрос на инновационные продукты связан с уровнем благосостояния населения, потому что такие продукты всегда содержат в себе премию за «новизну» и, следовательно, дороже традиционных. Инноваторы в первое время выпуска продукта возмещают себе расходы на развитие технологий за счет сверхприбыли от высоких цен и слабой конкуренции», -- говорит Егор Руди.

Главный специалист по работе с резидентами технопарка «Строгино» Александр Суслов признает: процент потребителей, открытых инновационным продуктам, обычно невысок, поэтому инноваторам следует уже на начальном этапе закладывать в бюджет проекта расходы на маркетологов. «В маркетинге, когда рассчитывают потенциального потребителя, есть термин «новатор». На этот сектор, как правило, и ориентируются производители при выводе нового товара или услуги на рынок. Действительно, этот процент в зависимости от отрасли рынка обычно невысок. Тем не менее существуют различные технологии по привлечению покупателя-потребителя, и именно от грамотного позиционирования новинки зависит успех развития дальнейшего бизнеса. Опять же высокий процент «консерваторов» в умелых руках маркетолога может только ускорить вывод товара на большие объемы продаж».

Эксперты отмечают: поскольку инновационная продукция не может быть дешевле обычных товаров, в России существует также проблема спроса на инновации на уровне государственного заказа, где основным критерием выбора является цена. В декабре прошлого года московское правительство объявило, что намерено создать реестр инновационных товаров и обяжет госзаказчиков отдать не меньше 10% заказа товарам из этого реестра. В ФАС не согласны с подобной стратегией стимулирования спроса в госзаказе. «Правильно, чтобы профильные ведомства формировали изначальные требования к продукции, перечень требований к товарам, а не перечень самих товаров», -- заявил Infox.ru начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев.

Полная версия