Бюджетная реформа в России начнется в мае
Правительственная бюджетная реформа будет готова в мае, а 2 апреля ее основные положения будут представлены на коллегии Минфина, рассказал Infox.ru руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. Бюджет будет завязан на реализацию долгосрочных целевых программ.
«Сейчас проводится обсуждение этой программы среди федеральных органов исполнительной власти на уровне правительства, -- сказал он. -- Мы очень рассчитываем, что эта работа должна будет завершиться в апреле-мае». На расширенном заседании коллегии Минфина 2 апреля основные положения программы «будут обсуждены с общественностью, с финансовыми органами субъектов федерации», добавил глава казначейства.
По его словам, основные параметры программы «заключаются в создании программно-целевых инструментов планирования бюджетных расходов, в обязательной увязке бюджетных расходов не только с результатами -- это предыдущий этап развития бюджетной системы, -- но и со стратегическими целями деятельности публично-правовых образований».
В опубликованном в феврале проекте программы говорится, что основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов должен стать «программно-целевой принцип организации деятельности» органов власти. То есть вся деятельность правительства должна быть направлена на выполнение целей, сформулированных в долгосрочных целевых программах (ДЦП). При этом цели и индикаторы их достижения, заложенные в ДЦП, должны быть «четко определенными», а результаты деятельности по достижению этих целей -- измеримыми. Для каждой ДЦП будет утверждаться план ее реализации, или карта ДЦП. Она должна содержать «перечень целей, целевых индикаторов ДЦП, приоритетных направлений, задач и мероприятий с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников».
По замыслу Минфина, под ДЦП будут разрабатываться ведомственные целевые программы (ВЦП). На этапе составления и рассмотрения проекта федерального бюджета ведомства должны будут обосновывать требуемые ими бюджетные ассигнования положениями своих ВЦП, подготовленные, в свою очередь, на основе прогнозных оценок бюджетных расходов, указанных в ДЦП. Переход на программный бюджет запланирован на 2012 год.
По словам Романа Артюхина, программа увеличения эффективности бюджетных расходов напрямую не предусматривает поддержку инноваций. «Поддержка инноваций -- это в большей степени операционно-инструментальный уровень, -- говорит он. -- Механизмы стимулирования инновационной деятельности в большей степени лежат, наверное, в установлении требований к объекту госзакупок».
Руководитель казначейства подчеркнул, что и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ «жизненно необходима» связь федеральной контрактной системы с бюджетным процессом. «Мы должны четко понимать, что весь закупочный цикл, который в настоящее время уже сформирован, неотрывен от бюджетного процесса, -- уверен Роман Артюхин, -- и нельзя рассматривать меры по сокращению бюджетных расходов без рассмотрения вопросов формирования комплексной федеральной контрактной системы».
Эксперты, участвовавшие в обсуждении программы повышения эффективности бюджетных расходов, отмечают, что в ее нынешнем проекте остается много неточностей, которые ставят под вопрос возможность ее реализации.
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов отмечает, что путаница возникает с рядом ведомств, которые «носят очень специфический характер». «Они получают свои прямые задачи от президента, поскольку непосредственно ему подчинены, а в то же время в целом регламентирует их деятельность правительство, -- говорит экономист. -- Особенно сложно работать с их подведомственными учреждениями, которые к тому же часто имеют закрытый характер, поэтому разобраться на экспертном уровне, чем они занимаются, довольно сложно».
У разработчиков правительственной программы остаются вопросы и о независимых распорядителях бюджетных средств. «У Минфина постоянно возникает соблазн если не укрупнения, то очень сильного упорядочивания их деятельности, -- рассказывает директор института. -- Отдельными распорядителями являются и Российская академия наук, и даже ее Сибирское отделение, и Большой театр, и Московский государственный университет, и еще несколько самостоятельных организаций».
Заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев не верит в то, что любому ведомству можно задать числовые ориентиры деятельности. «Надо четко понимать, что есть определенные пределы для использования количественных показателей, -- отмечает он. -- Далеко не все новые качества, к которым стремится министерство, можно отразить количественными показателями». Эксперт также отмечает, что не все планы ведомств можно привести в формат долгосрочных целевых программ. «Это возможно только в условиях очень стабильного, очень предсказуемого, очень эволюционного развития. Но мы пока не вышли на такой тренд», -- говорит замглавы центра. Кроме того, есть уникальные сферы, например культура, в которых переход к долгосрочным программам крайне сложен в принципе, добавляет он.
Скептично к идее бюджетирования, ориентированного на результат, относится и генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. «Любой умелый бюрократ легко и непринужденно может достичь нужных показателей, ничего не меняя в своей работе, -- говорит он. -- Если для МВД показатель -- раскрываемость преступлений, чиновники министерства будут вести статистику одним образом, если показатель -- отношение раскрытых преступлений к числу заявлений, статистика будет вестись другим образом».