Платные поликлиники остались без лицензий
Минздравсоцразвития готовит отмену лицензирования платных медицинских услуг. Лицензии могут быть упразднены с 1 января 2011 года. Система здравоохранения может оказаться неготовой к изменениям, признают участники рынка.
Минздравсоцразвития готовится отменить лицензирование медицинских услуг и обязательную регистрацию медицинских технологий. Об этом со ссылкой на заместителя министра Александра Сафонова Infox.ru рассказали члены координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Минздравсоцразвития.
В министерстве подтверждают: по результатам работы представителей общественных организаций малого бизнеса принято решение о необходимости перевести предприятия в здравоохранении на уведомительный порядок осуществления деятельности. В кулуарных обсуждениях проекта, в министерстве называют сроки его реализации до начала 2011 года, говорят члены координационного совета. На рынке контроля медицинской деятельности это уже шестое изменение с 2000 года, отмечают участники рынка.
«Речь идет о переходе от лицензирования к уведомительному порядку осуществления фармацевтической и медицинской деятельности, а также деятельности по производству медицинской техники и ее техническому обслуживанию. Есть предложения по упрощению процедуры выдачи разрешительных документов на соответствие продукции требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования путем введения декларирования, за исключением отдельных видов, подлежащих государственной регистрации», -- рассказали Infox.ru в Минздравсоцразвития.
Премьер-министр Владимир Путин заявлял в начале марта о возможности «в большинстве случаев» перейти к уведомительному порядку в сфере здравоохранения. Одновременно рассматривалась возможность усиления административной и уголовной ответственности медицинских учреждений. С начала текущего года произошла отмена лицензирования в строительстве. Для начала предпринимательской деятельности строительные компании обязали вступать в саморегулируемые организации (СРО). Эксперты отмечают, что отмена лицензий в строительстве из-за высоких вступительных взносов в СРО поставила в трудное положение малые предприятия.
Предприниматели оценивают отмену лицензий неоднозначно. С 1996 года по настоящее время количество видов лицензируемой деятельности возросло с 27 до порядка 150 наименований, рассказывают участники рынка. «Поступает много жалоб со стороны участников частной системы здравоохранения относительно огромного количества барьеров при надзорно-контрольных мероприятиях и при лицензировании медицинской деятельности», -- рассказал Infox.ru президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» Сергей Мисюлин. Практически везде нарушается законодательство о лицензировании, констатирует он, ссылаясь на собственные данные.
«В лицензировании очень высокий уровень коррупции, на примере Москвы это очень заметно. В июне 2008 года в Москве вообще не было ни одного отказа в выдаче лицензии. Люди либо договариваются, либо отказы идут в устной форме, что является нарушением законодательства», -- говорит Сергей Мисюлин.
Вице-президент общероссийской организации «ОПОРА России» Наталья Ушакова, принимавшая участие в согласовательных совещаниях Минздравсоцразвития, уверена: процедура лицензирования -- административный барьер для бизнеса. «На качество медицинской помощи и ее доступность населению лицензирование не влияет, а стоит немалых денег. Это исторический момент стартапа модернизации системы регулирования отечественного здравоохранения», -- надеется Наталья Ушакова.
Сотрудник медицинского научно-производственного центра «Огонек» Марина Чулкова сомневается: система здравоохранения может оказаться неготовой к изменениям. «В целом это прогрессивный шаг, потому что та процедура, которая есть сейчас, однозначно тормозит развитие бизнеса в этой сфере. Но непонятно, как будет осуществляться контроль министерством. Есть определенные требования и нормы, зачастую есть соблазн их не соблюдать. Не будет ли в результате страдать потребитель?» -- сомневается Марина Чулкова.