Целевые программы не имеют цели
Целевые программы федеральных ведомств, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, не имеют целей, убеждены эксперты из общественной организации «ОПОРА России». Ведомства готовы рассмотреть поправки.
Большинство ведомственных целевых программ не имеет целевых индикаторов и не всегда характеризуется высоким уровнем подготовки, считают эксперты общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». Например, целевой индикатор программы Росмолодежи обозначен как «выполнение в срок всех намеченных мероприятий».
Программы практически не содержат новых мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, говорится в аналитической справке организации. «Рассмотренные программы ведомств не всегда характеризуются высоким уровнем подготовки: в них, как правило, входят мероприятия, уже предусмотренные существующими федеральными программами, поручениями президента и правительства. Основное замечание к большинству программ – отсутствие в программах необходимых целевых показателей, отражающих не только процесс достижения целей, но также характеризующих результат решения поставленных задач», -- утверждают эксперты.
Индикатор, используемый в программе Минпромторга – «количество утвержденных региональных программ развития торговли» -- не говорит о цели развития малого и среднего бизнеса, утверждают эксперты организации «ОПОРА России». В ведомстве не соглашаются: количество региональных программ развития напрямую направлено на развитие малого бизнеса.
«Развитие -- это совокупный показатель, и измеряется он не просто количеством открытых торговых точек и уровнем обеспеченности населения торговыми площадями, хотя уже одно это напрямую связано с развитием малого и среднего бизнеса, так как розничная торговля на 90% -- это малый бизнес. Сюда же можно отнести и такие показатели, как количество созданных рабочих мест, повышение уровня технологических процессов, разнообразие форматов торговой деятельности и т. п. И все это не только продуктовый ритейл», -- рассказали Infox.ru в Минпромторге.
Ведомственные целевые программы также не решают актуальных проблем для бизнеса: в целях снижения административных барьеров Минпромторг предлагает меры по отмене сертификации, необходимой для входа на рынок, но при этом нерешенной остается проблема высокой платы за техническое присоединение к газовым сетям и воде, говорится в аналитической справке.
С 1 января текущего года для малого бизнеса стала актуальной проблема больших взносов для вступления в саморегулируемые организации (СРО). «В программе (Минрегионразвития. – Infox.ru) не решен вопрос высокой стоимости членства в СРО в строительстве с 1 января 2010 года. Ежегодная стоимость членства в СРО установлена на уровне нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, при вступлении предприниматель или организация должна внести в компенсационный фонд суммы в размере от 0,5 до 1 млн руб. Такая ситуация приведет к исчезновению малого бизнеса из данного сектора», -- говорится в аналитической справке.
Программы не принесли ничего нового, говорят представители малого бизнеса. «Ведомства, по сути, были поставлены в сложные условия, никакого дополнительного финансирования не выделялось на этот год, и программы делались исходя из тех ресурсов и исходя из тех решений, которые принимались до того, как поступала задача сделать эти программы. По сути, задача стояла свести в единый документ все то, что касалось малого бизнеса и уже существовало», -- говорит вице-президент организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин.
Помимо отсутствия необходимых целевых индикаторов в программе Росмолодежи «ОПОРА России» критикует ведомство за отсутствие финансовой поддержки для молодых предпринимателей, а также законодательных инициатив, направленных на поддержку малого бизнеса.
«Мы рассмотрим это, -- заявил Infox.ru заместитель начальника управления планирования проектов и программ в сфере молодежной политики Роман Пырма в ответ на замечание о целевых индикаторах программы. – Мы напрямую не имеем права оказывать финансовую поддержку, кроме проведения молодежных мероприятий. Мы напрямую деньги не распределяем. В рамках бюджета Росмолодежи поддержка невозможна. Законодательные инициативы -- это прерогатива министерств. Здесь не наша компетенция. Есть разграничение: министерство занимается нормативным регулированием, федеральное агентство оказывает услуги населению».
Уже на стадии утверждения проектов ведомственных целевых программ они критиковались представителями предпринимательского сообщества. Предприниматели не понимали значение оборота «цивилизованные форматы торговли» и сетовали на малое количество средств, выделенных на реализацию программы Минпромторга. В интервью Infox.ru заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов рассказал, что разработываемая в целевой программе ведомства тема цивилизованных форматов торговли является альтернативой «пресловутому Черкизону».
Ведомственные целевые программы создавались на базе совещательных советов при федеральных ведомствах, которые образовались после приказа президента Дмитрия Медведева «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» от 15 мая 2008 года. Советы функционируют при большинстве федеральных ведомств. Большинство ведомственных программ разработаны с двухлетней перспективой – до 2012 года.