Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:16
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Государство верит на слово

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В системе распределения госзаказа нет единой эффективной процедуры проверки компаний на принадлежность к малому бизнесу, констатируют отраслевые эксперты. А решение этой проблемы может привести к росту административных барьеров.

Госзаказчики не всегда имеют возможность проверить участников торгов на принадлежность к субъектам малого предпринимательства, утверждают отраслевые эксперты. Это затрудняет выполнение законодательной нормы, согласно которой государственному заказу для малого бизнеса должно уделяться от 10 до 20%. Решение «проблемы подтверждения статуса» может привести к увеличению административных барьеров, признают эксперты.

«Это проблема относится не только к аукционам, но и к другим видам конкурсов. Инструмента проверки статуса, действительно, нет. Субъекты малого предпринимательства предоставляют такие же документы, как и другие участники. Какого-то единого реестра субъектов малого предпринимательсва нет», -- рассказал эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.

Обращение в Федеральную налоговую службу может оказаться неэффективным. Согласно внутреннему регламенту, налоговые органы могут обрабатывать запрос до 30 дней – к этому времени торги могут уже завершиться. По выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), полученной госзаказчиком из налоговой, не всегда можно определить, является ли компания субъектом малого предпринимательства.

«Если мы говорим о выписке из единого реестра, то там не указывают статус хозяйствующего субъекта. Максимум, что там может быть указано, – это число занятых сотрудников. В случае с аукционами никаких документов не предоставляется, предприятие просто регистрируется и говорит о том, что оно предприятие малого бизнеса. Как это доказать, не понятно», -- говорит Алексей Шестоперов. Эксперт видит вариант решения проблемы в дополнительной строке в ЕГРЮЛ, где бы определенно прописывался статус предприятия.

Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства в торгах на государственный заказ происходит декларативно, подтвердил Infox.ru председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. «На момент участия в торгах субъект малого предпринимательства декларирует, что он является субъектом малого предпринимательства», -- говорит Валерий Малиновский. Всего заказчику дается 10 дней на подтверждение статуса участника аукциона. После проведения аукциона у заказчика есть не больше 20 дней, чтобы заключить контракт. Это время также может быть потрачено на подтверждение статуса выигравшего участника, рассказал эксперт.

В случае, если обнаруживается, что участник подал неверные сведения, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт или прекратить размещать заказ у данного участника. «Субъект малого предпринимательства сам несет риски того, что он не окажется субъектом малого предпринимательства. Практически все государственные заказчики требуют обеспечения заявки. На момент заключения контракта у заказчика есть 5 процентов от начальной стоимости. В случае, если участник не окажется субъектом малого предпринимательства, эти деньги не возвращаются», -- рассказал Валерий Малиновский.

Если принять во внимание, что малый бизнес торгуется на сумму до 15 млн рублей, максимальный «штраф» за неверно поданные сведения может составить 750 тыс.

«Многие заказчики говорят, что могут проверить, является участник или не является субъектом малого предпринимательства, и просят полномочия требовать дополнительную информацию. Это значит, и предоставлять балансы, справку о численности штата. Это будут дополнительные административные барьеры», -- уверен Владимир Малиновский.

«Сейчас статус участника определяется на уровне подачи документов. В программе, через которую происходят торги, для нас уже есть все необходимые данные, чтобы проверить участника», -- рассказал Infox.ru один из опрошенных госзаказчиков.

Отдельные регионы могут проводить такую практику, но это не распространяется повсеместно, говорит Алексей Шестоперов. «В случае конкурсов какие-то документы можно предоставить, например, бухгалтерский баланс. При этом любое предприятие может этими документами манипулировать», -- допускает эксперт.

Московские предприятия, участвующие в госторгах, берут свидетельство о принадлежности к субъектам малого предпринимательства из специального агентства департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Его оформление занимает примерно две недели и происходит на основании уставных документов, рассказал Infox.ru один из московских предпринимателей.

Федеральное законодательство требует от госзаказчика от 10 до 20% госзаказа, распределенного для субъектов малого предпринимательства. По оценкам экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по России доля малого бизнеса в госзаказе не превышает 2%.

Федеральная антимонопольная служба называет другую цифру: 30% участия малого бизнеса в госзаказе. С начала текущего года ФАС начала масштабную проверку условий допуска малых предприятий к государственному заказу. Представители ФАС признавали: ведомство не обладает точной статистикой по участию малого бизнеса в госзаказе, так как интерес ФАС направлен в большей степени на непрозрачный сектор естественных госмонополий.

В Москве лоты до 15 млн рублей выставляются на специальных торгах для малого бизнеса. В 2009 году московские власти оценивали объем госзаказа, полученного малыми компаниями, в 20 млрд рублей, что составляет около 12% от общего госзаказа по городу. В текущем году московское правительство планирует увеличить этот показатель в 10 раз.

В рамках поддержки инновационных предприятий московские власти формируют реестр инновационной продукции, которую обяжут заказывать ведомства в объемах не менее 10% от общего госзаказа. По предварительным оценкам, инновационное производство Москвы в текущем году может получить около 70 млрд рублей через систему госзаказа.

Реклама