Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Госзаказ потерял анонимность

Анонимность участников электронных аукционов - мнимая, существует технологическая возможность раскрыть автора заявки, утверждают отраслевые эксперты и подтверждают операторы электронных торгов. Анонимность торгов была одной из ключевых причин начала эксперимента по переводу государственного заказа в новый формат. В течение трех месяцев отобраным для федерального заказа площадкам придется устранить «дыры».

Открытые электронные аукционы на участие в госзаказе допускают технические возможности для манипулирования торгами, утверждают отраслевые эксперты и сами представители электронных торговых площадок. В течение трех месяцев Минэкономразвития намерено убрать пробелы в техническом сопровождении электронных аукционов.

Операторы электронных торгов утверждают: «взломать» анонимность участников можно, просто посмотрев в свойства поданных документов в первых частях заявок. «Формально организатор торгов не имеет возможности узнать, кто принимает участие в электронном аукционе до момента вскрытия вторых частей заявок. Однако сведения об участниках, подавших первые части заявок, могут стать доступными для организатора торгов, например, из просмотра свойств документов, представленных в составе первых частей заявок, в которых зачастую указываются сведения об организации -- владельце программного продукта, с помощью которого создан документ», -- говорится в справке, предоставленной межотраслевой торговой системой «Фабрикант.ру».

«На разных стадиях прохождения заявок у организаторов торгов есть возможность через документацию о продукте узнать информацию об участниках», -- уверен генеральный директор «Фабриканта.ру» Дмитрий Мишутин.

"Заказчик в любом случае не может получить доступ к информации об участнике, направившем заявку, если эту информацию не раскрыл сам участник в тексте. Оператор в настоящий момент находится в рамках закона и регламентов работы и жестко контролируется ФАС в плане соблюдения конфиденциальности таких сведений. К моменту прохождения технологического аудита конфиденциальность будет обеспечиваться на аппаратном уровне благодаря технологии шифрования всех поступающих на площадку сведений", спорит заместитель генерального директора Единой электронной торговой площадки Москвы (ЕЭТП) Андрей Черногоров.
При желании участники и организаторы торгов могут узнать других участников торгов, замечает специалист консалтинговой группы «Ценный совет» Павел Сафронов. «Если площадка раскрывает анонимность участников, законом предусмотрен штраф в районе нескольких тысяч рублей», -- говорит Павел Сафронов.

Анонимность электронных торгов была одним из ключевых преимуществ перехода аукционов по госзаказу в интернет. Предполагалось, что она обеспечит равные условия для всех участников и исключит возможность недобросовестной конкуренции через сговор.

Новый техрегламент

25 января правительство выбрало пять электронных площадок для проведения торгов на федеральные нужды. Из 18 претендентов в список вошли ранее работающие в режиме эксперимента ЕЭТП, площадка Сбербанка и Татарстана, и две новые -- площадки РТС и ММВБ. Позднее в список также войдет площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи для госзакупок нефтепродуктов.

Отобранным торговым платформам в течение трех месяцев придется устранить техническую возможность узнать информацию, раскрывающую анонимность участников. «Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная службы разработали регламент и технические требования к национальным операторам. Там есть целый раздел «Информационная безопасность». В нем указывается, что вся информация, попадающая на площадку, шифруется на аппаратном уровне. Сервер с информацией пломбируется представителями контролирующих органов, площадка может им оперировать, но внутрь посмотреть не может», -- сообщил Infox.ru Андрей Черногоров.

Площадкам будет необходимо проходить обязательный технологический аудит, который будет проводиться подрядчиком, выбранным на конкурсной основе ФАС и Минэкономразвития. «Скорее всего, это будет один из крупных российских либо западных аудиторов. Может быть, это будет ФСБ», -- прогнозирует Андрей Черногоров.

Отраслевые эксперты опасаются: в связи с тем, что переход на электронные торги до недавнего времени проходил в форме эксперимента, у операторов может просто не хватить мощности серверов, чтобы обеспечить необходимый объем торгов.

По условиям ФАС и Минэкономразвития, оператор электронных торгов по госзакупкам должен быть в состоянии обеспечить техническую возможность для проведения тысячи торгов одновременно, рассказал Андрей Черногоров. «Запас прочности заложен в разы больший, чем это сейчас необходимо. Каждый оператор в отдельности может переварить 100% государственного заказа», -- говорит Андрей Черногоров.

Другая проблема заключается в том, что участвовать в электронных торгах можно, только используя интернет-браузер Internet Explorer. «На других браузерах результаты торгов отображаются криво. Под Internet Explorer написано больше всего вирусов, его легче обойти хакерам», -- говорит Павел Сафронов.

Другие браузеры невозможно использовать при электронных торгах из-за того, они не могут совмещаться с сертифицированными в России алгоритмами работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), пояснил Андрей Черногоров. «По статистике Internet Explorer используют более 60% пользователей интернета. Поскольку он является наиболее распространенным, то логично, что взят именно он, поскольку основная цель -- доступность госзаказа», -- комментирует Андрей Черногоров.

В использовании ЭЦП, необходимой для участия торгов, есть тоже свои трудности. «Сейчас не предусмотрено судебной практики при использовании ЭЦП. Участник может отказаться ставить на документах свою подпись при наличии ЭЦП. Судебной практики, в случае если при этом произойдут какие-то нарушения, нет», -- констатирует Павел Сафронов.

Анонимности не будет

Отраслевые эксперты остаются скептичными в отношении сохранения анонимности на электронных торгах. «Несмотря на название, решения по заключению контрактов на электронных торгах принимают не вычислительные системы, а люди. И пока это так, нельзя исключать фактор личной заинтересованности. А возможностей немало: техническая защита может быть сломана, данные об участниках, несмотря на установленный запрет, переданы заказчику, заказ может быть размещен «задним числом», нежелательных участников можно заблокировать в процессе аукциона», -- убежден руководитель правового департамента компании «Налоговик» Алексей Львов.

Наличие технических проблем и непроработанности -- следствие поспешности решения перевести государственный заказ в формат электронных аукционов, считает специалист Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов. «Понятно, что у чиновника при отсутствии какого-то независимого контроля всегда будет возможность как-то наладить систему, чтобы заранее узнавать условия конкурсов или названия компаний, которые будут участвовать. В электронных технологиях довольно сложно все контролировать, в любом случае пространство для действий по усмотрению чиновника будет оставаться», -- уверен Алексей Шестоперов.

Полная версия