Чиновники обошли прокуроров
Чиновники нашли способ не согласовывать внеплановые проверки малого бизнеса с прокуратурой. Требование согласовывать проверки с прокурорами было главным успехом президентской кампании по снятию административных барьеров.
Теперь чиновники могут не согласовывать внеплановые проверки бизнеса с прокуратурой, если основанием для них служит распоряжение руководителя органа государственного контроля, изданное «в соответствии с поручением президента или правительства». Согласно недавно принятому закону № 365 у органов надзора появилось дополнительное основание для внеплановой выездной проверки: проверять малый бизнес смогут на основании «приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями президента, правительства», говорится в тексте закона.
Ранее основаниями для внеплановой выездной проверки были только окончание срока, отведенного предприятию для устранения предписаний, информация о нарушении прав потребителей или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также безопасности государства.
«Внеплановые проверки согласуются с прокуратурой только в пунктах 1 и 2 (прежние основания для внеплановых выездных проверок. -- Infox.ru). В законе это четко отмечено. Внеплановая проверка по новому основанию в пункте третьем не согласовывается с прокуратурой», -- рассказал Infox.ru руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства общероссийской организации «ОПОРа России» Андрей Шубин.
Получить оперативный комментарий от пресс-службы Генпрокуратуры не удалось.
Изменения в законодательстве связаны с происшедшим в начале декабря прошлого года пожаром в клубе «Хромая лошадь», утверждают предприниматели. «Когда произошла трагедия в «Хромой лошади», было непонятно, какие основания для контроля будут у государства. Сейчас при возникновении неординарных ситуаций закон позволит правительству и президенту обосновывать контролирующие мероприятия», -- говорит руководитель петербургской «Службы помощи бизнесу» Нина Динес. Поручения правительства или президента -- это разовые события, поэтому не следует ожидать негативных последствий от законодательных изменений, уверена Нина Динес.
«Вероятнее всего, эти изменения связаны с инцидентом в «Хромой лошади». Понятно, что подобного рода вещи могут происходить, и они требуют немедленного реагирования. Для любой цивилизованной европейской страны этот подход был бы нормален. Другое дело, что в России это, скорее всего, приведет к известному «хотели как лучше -- получилось как всегда», -- скептичен председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
Андрей Шубин считает, что формулировка в законе расплывчата и может послужить основанием для злоупотреблений чиновников. «Формулировка не вполне корректная. Если бы она звучала как «на основании поручения президента», тогда понятно: президент распорядился и это действительно тот случай, когда порядок проведения проверки надо менять», -- разделяет эту точку зрения вице-президент «ОПОРы России» Вячеслав Корочкин. Законодательную формулировку «в соответствии» ведомства могут трактовать по-своему, уверен он.
С 1 мая 2009 года прокуратура рассмотрела 37 тыс. заявлений на внеплановые выездные проверки. 18,7 тыс. из них было отклонено. В некоторых регионах доля отклоненных проверок составила 86%.
В прошлом году прокуратура отклонила примерно половину заявок на плановые проверки от органов надзора. 44,4% от всех плановых проверок в Москве в 2010 году придется на проверки пожарной безопасности.
Представители малого бизнеса в Москве почувствовали существенное увеличение количества проверок на соблюдение норм пожарной безопасности после пожара в клубе «Хромая лошадь». Предприниматели утверждают, что примерно 50% пожарных проверок не обходится без неофициальных откатов чиновникам.