Кассовые аппараты объявлены в розыск
Контрольные закупки - одна из форм налоговой проверки - противоречат законодательству, утверждают предприниматели. Налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия. Чиновники решают проблему с помощью собственных разъяснений к законам.
Проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ) проходят с нарушением законодательства со стороны налоговых органов, констатируют в Московском агентстве по развитию предпринимательства (МАРП).
«При проведении таких проверок налоговыми органами с целью выявления нарушений регулярно проводятся проверочные закупки, что является нарушением закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», согласно которому оперативная закупка допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случае и порядке, предусмотренных названным законом. Согласно статье 13 данного закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия», -- говорится в материалах МАРП.
Координатор «Движения за честный рынок» предприниматель Николай Хальченя подтверждает экспертное мнение. «Оперативно-разыскная деятельность запрещена налоговикам, и контрольная закупка им тоже запрещена», -- говорит предприниматель. Но налоговые органы придумывают разъяснения к законодательству, чтобы вернуть себе это право, утверждает предприниматель. «Минфин постоянно выступает с разного рода объяснениями в разных областях финансового и налогового права. Например, когда вышел закон об ограничении проверок, они объяснили, что этот закон на такие формы контроля, как кассовый контроль не распространяется», -- сетует Николай Хальченя.
Вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин считает, что налоговые проверки стали менее распространены. Контролирующие службы стали вести себя осторожнее. «Контрольно надзорные органы стали более осторожно и более внимательно относиться к тем полномочиям, которыми они владеют реально. Хотя факты присвоения полномочий, которых им никто не делегировал сверху, по-прежнему, конечно, существуют», -- констатирует эксперт.
Контрольные закупки вызваны неясными формулировками в законодательстве. «Проблема в том, что в законодательстве не закреплен исчерпывающий перечень форм и методов контроля, которые вправе использовать налоговые органы при проверках контрольно-кассовой дисциплины. Закон о налоговых органах и закон о применении контрольно-кассовой техники говорят о том, что могут проверять налоговые органы, но не говорят о том, как они вправе это делать», -- рассказал Infox.ru старший юрист налоговой практики Magisters Павел Евдокимов.
Если штраф наложен на организацию, а не на должностное лицо, шансы успешно оспорить его в суде выше, рассказал юрист. Это связано с тем, что позиция арбитражных судов по этому вопросу разнится с позицией судов общей юрисдикции.
В пользу предпринимателя есть по меньшей мере три аргумента, объяснил Павел Евдокимов. Контрольная закупка может производиться только органами оперативно-разыскной деятельности, несоблюдение контрольно-кассовой дисциплины не может послужить основанием для контрольных закупок, контрольные закупки выходят за пределы полномочий налоговых органов, прямо предусмотренных законом, что нарушает принцип защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.
«Вероятность выиграть дело велика, но нужно учитывать и судебные издержки – на практике дело может проходить через все инстанции и несколько раз направляться на новое рассмотрение», -- говорит юрист.