Более трети предприятий малого бизнеса не приносит прибыль. А прибыльные фирмы редко вкладывают средства в развитие, узнали авторы исследования «Жизненный цикл малого предприятия».
Доля малых предпринимателей, готовых тратить средства на собственное развитие, снизилась по сравнению с 2007 годом (в этом году прошел первый раунд исследования) на 12%. В 2007 году доля малых бизнесменов, готовых реинвестировать в собственное развитие, составляла 48%, сейчас она равна 36%. Таковы данные последнего исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства. В опросе приняли участие 300 руководителей малых предприятий в четырех регионах России – Москве, Новгородской, Томской и Ростовской областях.
Из тех, кто все же готов инвестировать часть прибыли, 37% представителей малого бизнеса заявили, что сейчас готовы потратить на развитие своего бизнеса не более 10% полученной прибыли. 23% готовы инвестировать в развитие от 60% до 100% вырученных денег. По данным НИСИППа, доля малых предприятий с отрицательным или нулевым оборотом увеличилась по сравнению с предыдущим годом в три раза. Среди опрошенных предприятий она составила 34%.
Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков уверен, что сокращение доли средств на развитие бизнеса мало связано с макроэкономической ситуацией. «В широком смысле проблема малого бизнеса в России в том, что он крайне неустойчив в политико-административных соображениях. Он крайне беззащитен перед чиновниками. Я знаю это и по своему личному опыту, и по опыту своих коллег. Главная проблема выживаемости и развития малого бизнеса в России лежит в стороне от естественных для всего мира экономических реалий. Не имеет значения, насколько хороший вы менеджер: если вы договорились с чиновником, вам обеспечат процветание. Любой малый предприниматель сегодня живет в условиях, «расстреляют его завтра или нет». Есть смысл вкладываться в развитие того бизнеса, результаты которого можно забрать с собой, если что-нибудь случится. Таких видов бизнеса становится все меньше», -- считает он.
Директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский подтверждает: расходы на развитие малых предприятий существенно сократились. «Я сужу по себе и по своим знакомым: сейчас мы тратим меньше 10% на развитие бизнеса, поскольку сейчас очень тяжелые времена и приходится выживать. Некоторые компании практически вообще не тратят на собственное развитие – вся прибыль уходит на зарплату, аренду, коммунальные услуги и кредиты», -- рассказал он Infox.ru.
Исследование НИСИППа проводилось на основе личного анкетирования, сообщил Infox.ru сотрудник института Александр Шамрай. «Прогнозной задачи в этом исследовании нет, оно нацелено на изучение внутренней кухни малых предприятий. Одна из ключевых задач исследования – это посмотреть, насколько в малом бизнесе много предприятий-локомотивов, которые могут перерасти в дальнейшем в средние или крупные предприятия», -- говорит он. Эксперт также сообщил, что в 2007 году состоялся первый раунд исследования.