Проект закона о торговле не позволит ставить торговые палатки вблизи супермаркетов. Представители малого бизнеса уверены: если нормы законопроекта начнут работать, мелкой рознице достанутся только те места, где сетям будет невыгодно строить стационарные магазины.
Положения нового закона «О торговле» о порядке размещения нестационарных торговых объектов может привести к исчезновению конкуренции в сфере торговли, считают предприниматели. Представители малого бизнеса уверены, что, если нормы законопроекта начнут работать, мелкой рознице достанутся только те места, где сетям будет невыгодно строить стационарные магазины.
Размещение переносных торговых палаток будет зависеть от местоположения крупных сетевых магазинов. Так опрошенные Infox.ru предприниматели понимают один из пунктов статьи 14 законопроекта «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке». В статье прописано, что при составлении схем размещения нестационарных торговых объектов следует учитывать местоположение существующих стационарных торговых построек. Кроме этого, проект закона предполагает, что схемы размещения палаток и киосков будут разрабатываться в целях обеспечения равномерности распределения переносных торговых объектов.
Председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков считает, что эти положения делают мелкорозничный формат торговли вспомогательным по отношению к крупному бизнесу. «В Санкт-Петербурге существует сейчас негласная норма о том, чтобы в радиусе полукилометра от крупной торговой точки ничего мелкого не появлялось. Согласно проекту закона, мелкорозничный формат явно рассматривается не как равноправный, а как вспомогательный», -- говорит Алексей Третьяков. Предприниматель уверен, что законодательная норма фактически ликвидирует конкуренцию в сфере розничной торговли. «Мелкую розницу будут допускать только туда, где никто крупный строиться не будет», -- считает Алексей Третьяков.
Проект закона определяет не менее 40% процентов от общего числа мест под нестационарные объекты торговли для малого бизнеса. Сейчас нет общефедеральной адресной программы размещения переносных торговых объектов – размещение киосков происходит на усмотрение местных властей.
Председатель всероссийского движения «За честный рынок» предприниматель Илья Хандриков подтвердил: проблема с размещением мелкорозничных точек рядом с крупным бизнесом действительно есть. «Всегда были такие лоббистские интересы, когда у крупных супермаркетов запрещали ставить ларьки», -- рассказал Илья Хандриков. У исчезновения малого бизнеса вокруг крупных сетевых супермаркетов есть и другая причина – они просто не выдерживают конкуренции, объяснил предприниматель. «Поэтому в цивилизованных странах крупные супермаркеты ограничивают по времени работы либо выводят за пределы крупных городов», -- пояснил предприниматель.
Предприниматель Николай Хальченя отмечает, что положение законопроекта об учете стационарных торговых точек может быть выгодно тем малым предпринимателям, кто содержит небольшие стационарные магазины. «Вокруг магазина моей родственницы в радиусе 10-15 метров поставили от девяти до одиннадцати палаток, под «крышей» властей. Получился настоящий мини-рынок вокруг магазина площадью 90 квадратных метров. Торговали палатки всем тем, что есть в магазине. Чтобы палатки убрали, пришлось обратиться в департамент потребительского рынка и пережить 30 или 40 разных комиссий за три месяца», -- рассказал предприниматель. «Но если бы в районе сетевых магазинов находились мелкорозничные объекты торговли, это создавало бы конкурентную среду и не позволяло бы этим ребятам отрываться по полной, демпингуя в определенном районе сколь угодно длительное время», -- признает Николай Хальченя.