Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Пиратов вычеркивают из Уголовного кодекса

Пираты смогут избежать уголовной ответственности за нарушение авторских прав. Минюст планирует перевести взыскания за пиратский бизнес в сферу административных правонарушений. Уголовные наказания будут грозить только пиратам-рецидивистам.

Министерство юстиции собирается освободить пиратов от уголовной ответственности. Ведомство готовит законопроект, смягчающий ответственность за нарушения в области авторского права, сообщил Infox.ru советник председателя подкомитета по экономике и инновациям в сфере профессионального искусства и интеллектуальной деятельности комитета Госдумы по культуре Анатолий Семенов.

Уголовная ответственность в сфере авторского права, согласно проекту, будет наступать только после неоднократного применения к нарушителю административных взысканий. Сроки внесения законопроекта в Госдуму пока не определены. «Насколько мне известно, в министерстве сейчас разрабатывается проект, касающийся внесения изменений в Уголовный кодекс. Предстоит достаточно серьезная работа по общему снижению сроков снятия уголовной ответственности за некрупный размер (первые части) по ряду статей, в том числе 146-й – статье о нарушениях в области авторского права. Уголовная ответственность будет наступать только в том случае, если административная ответственность была применена к какому-то лицу неоднократно», -- рассказал Анатолий Семенов.

Анатолий Семенов отметил, что в законодательстве «намечаются послабления» в сфере взысканий с нарушителей авторского права. «Мысль правильная, но непонятно, как сохранить работоспособность спецподразделений, которые занимаются надзором, которые осуществляют расследования таких дел, поскольку ряд следственных действий возможно производить, только если деяние подпадает под «тяжкую»статью, то есть от шести лет и более», -- отметил юрист.

Сейчас, согласно статье 146 Уголовного кодекса, присвоение авторства карается штрафом до 200 тыс. руб., обязательными работами на срок до 240 часов или арестом до шести месяцев. Незаконное использование объектов авторского права или перевозка контрафактной продукции грозит нарушителю заключением до двух лет, а в особо крупных размерах – до шести лет.

Юристы удивлены. Вадим Усков из бюро «Усков и партнеры» говорит, что в течение многих лет в России законодательство в области авторского права ужесточалось. Крайний срок заключения повышался сначала с двух до пяти лет, потом до шести лет, область преступлений против авторского права переводилась из разряда «легкие» в разряд «тяжкие». Сейчас в России существует три способа преследования нарушений в области авторского права: гражданская, административная и уголовная ответственность. Административная и уголовная ответственность отличаются друг от друга денежным порогом: если причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 50 тыс. руб., применяются административные взыскания.

Вадим Усков называет либерализацию законодательства «непоследовательным шагом». «Если мы поставим уголовную ответственность в зависимость от неоднократности применения административной, то, на мой взгляд, это ухудшит ситуацию. Огромное количество уголовных дел, которые сейчас рассматриваются, перейдут в разряд административных, которые для нарушителей будут означать косметические штрафы. Либерализация законодательства на фоне многочисленных нарушений выглядит крайне непоследовательно», -- считает Вадим Усков.

Юрист Ирина Тулубьева согласна с коллегой. «На мой взгляд, совершенно неправильно взаимоувязывать применение мер уголовной ответственности с применением мер административной. Такой законопроект будет противоречить всей правовой доктрине», -- считает юрист.

Исполнительный директор Российского союза правообладателей Виктор Осипов подтверждает: появилась тенденция к снижению сроков за нарушения авторского права. «Практика показывает, что реальные сроки по этой статье получают в редких случаях. Но людей пугают не сроки, а неотвратимость наказания. Изменения в законодательстве будут провоцировать людей на то, что с одного раза они не попадутся и ничего страшного не будет. Если такое предложение действительно есть, оно не очень продуманно», -- считает Виктор Осипов.

Полная версия