Расследование гибели Boeing 737 в Перми возобновлено
СКП направил дело об авиакатастрофе в Перми на дополнительное расследование. По мнению ведомства, нужно установить, в какой мере катастрофе способствовали действия должностных лиц, ответственных за безопасность судна.
Следственный комитет при прокуратуре возобновил следствие по делу о катастрофе самолета Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» в Перми 14 сентября 2008 года. В середине марта этого года расследование было приостановлено в связи с гибелью главного предполагаемого виновника -- командира судна Родиона Медведева.
«Уголовное дело направлено для дополнительного расследования с конкретными указаниями о проверке действий должностных лиц, на которых были возложены обязанности по обеспечению безопасности эксплуатации воздушного судна, и принятия в отношении них процессуального решения», -- сообщает СКП. «Кроме того, следствию поручено дать правовую оценку действиям всех лиц, осуществлявших предполетные мероприятия по подготовке воздушного судна и проверке экипажа перед вылетом», -- отмечают в комитете.
Цепь обстоятельств
Ранее следствие установило, что причиной катастрофы «явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме». Пилот «своими действиями привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей».
Впрочем, причиной катастрофы могли стать иные обстоятельства. Перед посадкой в Перми в сложных метеоусловиях пилотам было передано распоряжение диспетчера повторить заход. При повторном заходе на посадку изменился курс, который не соответствовал заложенной в бортовой компьютер Boeing схеме автоматического управления. Пилотам пришлось перейти на ручное управление и ориентироваться по приборам, показания которых отличаются от отечественных аналогов. В процессе управления самолет сначала взял крен, а потому ушел в штопор и рухнул на железнодорожные пути. Таким образом, среди версий авиакатастрофы рассматривались как ошибка в пилотировании и состояние пилота, так и технические причины, в том числе неисправность техники.
Проведенные впоследствии анализы мышечных тканей командира экипажа выявили наличие алкоголя. Однако эксперты не смогли сказать точно, о какой концентрации идет речь и не является ли обнаруженный алкоголь остаточным явлением от приема лекарств. По некоторым данным, пилот находился в «болезненном» состоянии, медленно реагировал в разговоре с диспетчерами. Из записей разговоров также стало ясно, что при посадке капитан передал управление напарнику, сказав, что «сам не может».
Кроме того, техническое состояние самолета не было идеальным -- в регулировке левого и правого двигателей был сбой, который не устраняли при предполетном осмотре самолета.
Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», летевший из Москвы в Пермь, разбился 14 сентября 2008 года, погибли 88 человек, включая шестерых членов экипажа. После авиакатастрофы три гражданина России и Китая -- родственники погибших -- подали иски на $9 млн. Ответчиками по гражданским делам помимо «Аэрофлота» выступают американский банк Wells Fargo и компания Boeing. Адвокат потерпевших Игорь Трунов, в частности, отстаивает ту версию, согласно которой причиной гибели лайнера стала не только ошибка экипажа, но и техническая неисправность.