Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Расследование гибели Boeing 737 в Перми возобновлено

СКП направил дело об авиакатастрофе в Перми на дополнительное расследование. По мнению ведомства, нужно установить, в какой мере катастрофе способствовали действия должностных лиц, ответственных за безопасность судна.

Следственный комитет при прокуратуре возобновил следствие по делу о катастрофе самолета Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» в Перми 14 сентября 2008 года. В середине марта этого года расследование было приостановлено в связи с гибелью главного предполагаемого виновника -- командира судна Родиона Медведева.

«Уголовное дело направлено для дополнительного расследования с конкретными указаниями о проверке действий должностных лиц, на которых были возложены обязанности по обеспечению безопасности эксплуатации воздушного судна, и принятия в отношении них процессуального решения», -- сообщает СКП. «Кроме того, следствию поручено дать правовую оценку действиям всех лиц, осуществлявших предполетные мероприятия по подготовке воздушного судна и проверке экипажа перед вылетом», -- отмечают в комитете.

Выводы МАКПо заключению комиссии МАК, непосредственной причиной катастрофы явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь командиром воздушного судна, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги.
Как рассказал Infox.ru адвокат родственников погибших пассажиров Игорь Трунов, постановление о приостановлении расследования было отменено по ходатайству потерпевших. «Там, в частности, мы ставили вопрос о том, что на момент закрытия уголовного дела не все виновные привлечены к ответственности. Сейчас мы надеемся, что весь спектр должностных лиц, проявивших халатность, понесет наказание, -- рассказал адвокат, -- Нас интересует, прежде всего, профилактика. К авиакатастрофе привели не только действия пилотов. В материалах говорится, что пилот был слегка пьян, но кто-то же его к полетам допустил в таком состоянии. Диспетчер давал неверные команды, кроме того, были две отложенные неисправности, но самолет отправили в рейс. Если разобраться – у крушения была масса причин. А в результате вывод – виновен летчик. Это же неправильно. Если сейчас начнется качественное расследование, а в материалах дела есть все необходимые данные и ничего нового искать не надо, если виновные должностные лица будут наказаны, то мы получим тот самый профилактический эффект».

Цепь обстоятельств

Ранее следствие установило, что причиной катастрофы «явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме». Пилот «своими действиями привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей».

Впрочем, причиной катастрофы могли стать иные обстоятельства. Перед посадкой в Перми в сложных метеоусловиях пилотам было передано распоряжение диспетчера повторить заход. При повторном заходе на посадку изменился курс, который не соответствовал заложенной в бортовой компьютер Boeing схеме автоматического управления. Пилотам пришлось перейти на ручное управление и ориентироваться по приборам, показания которых отличаются от отечественных аналогов. В процессе управления самолет сначала взял крен, а потому ушел в штопор и рухнул на железнодорожные пути. Таким образом, среди версий авиакатастрофы рассматривались как ошибка в пилотировании и состояние пилота, так и технические причины, в том числе неисправность техники.

Проведенные впоследствии анализы мышечных тканей командира экипажа выявили наличие алкоголя. Однако эксперты не смогли сказать точно, о какой концентрации идет речь и не является ли обнаруженный алкоголь остаточным явлением от приема лекарств. По некоторым данным, пилот находился в «болезненном» состоянии, медленно реагировал в разговоре с диспетчерами. Из записей разговоров также стало ясно, что при посадке капитан передал управление напарнику, сказав, что «сам не может».

Кроме того, техническое состояние самолета не было идеальным -- в регулировке левого и правого двигателей был сбой, который не устраняли при предполетном осмотре самолета.

Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», летевший из Москвы в Пермь, разбился 14 сентября 2008 года, погибли 88 человек, включая шестерых членов экипажа. После авиакатастрофы три гражданина России и Китая -- родственники погибших -- подали иски на $9 млн. Ответчиками по гражданским делам помимо «Аэрофлота» выступают американский банк Wells Fargo и компания Boeing. Адвокат потерпевших Игорь Трунов, в частности, отстаивает ту версию, согласно которой причиной гибели лайнера стала не только ошибка экипажа, но и техническая неисправность.

Полная версия