Новейшая дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» наконец поступила на вооружение. Испытания лодки длились пять лет.
Первая подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» поступила в состав российского ВМФ. Как сообщает разработчик лодки ЦКТ МТ «Рубин», эта подводная лодка «вобрала в себя последние достижения российской кораблестроительной науки и техники». Дизель-электрическая лодка была спущена на воду в конце 2004 года и должна была войти в состав флота еще в 2006 году, однако затем принятие на вооружение было перенесено на 2007 год, а позднее на 2010-й. Разработчики уверяют, что такой большой срок потребовался для проверки всех новинок, использованных при строительстве.
«Во время заводских ходовых испытаний подводная лодка находилась в море суммарно более года, прошла в подводном и надводном положении более 12,8 тыс. морских миль (более 24 тыс. км). На испытаниях прошли отработку в различных режимах эксплуатации все общекорабельные системы, комплексы, оборудование и устройство корабля», -- говорится в сообщении.
«Санкт- Петербург» является лодкой четвертого поколения с дизель-электрической силовой установкой, полным электродвижением и воздухонезависимым генератором (водородно-кислородным). Лодки проекта 677 обладают выдающимися акустическими характеристиками и могут сравниться по уровню шума с атомными субмаринами. Мощное вооружение лодки включает в себя ракеты-торпеды с вертикальными пусковыми шахтами, шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (также пригодны для минирования) и ПЗРК «Игла» в качестве противовоздушного средства.
Водоизмещение лодки составляет 1,765 тыс. тонн, длина -- 67 метров, ширина -- 7,1 метра. Максимальная скорость подводного и надводного хода достигает 21 и десяти узлов соответственно. Дальность плавания экономическим ходом -- 650 миль. Автономность плавания составляет 45 суток. Максимальная глубина погружения -- 300 метров. Экипаж -- 35 человек.
Лодка предназначена для действия в прибрежной зоне, патрулирования, разведки, способна уничтожать подводные и надводные цели. «Санкт-Петербург» -- головная лодка серии, всего предусмотрено строительство 50 лодок такого типа. «Кронштадт» заложен в 2005 году, «Севастополь» и «Петрозаводск» -- в 2006 году.
Лодок нужно много
В конце марта первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ России вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что России нужно не менее 50 атомных подводных лодок. Сейчас в боевом составе ВМФ России находится около 60 подводных лодок, как атомных, так и дизельных и дизель-электрических. «Число атомных подводных лодок в составе ВМФ России должно быть не менее 40-50», -- сказал Бурцев.
Он сообщил, что на боевом дежурстве в море постоянно находятся девять подводных лодок Великобритании, Франции и США. «Для противодействия этим кораблям необходимы две-три подводные лодки, которые должны осуществлять слежение и находиться в состоянии готовности к уничтожению кораблей в случае возникновения кризисной ситуации», -- сказал он.
Бурцев также отметил, что по уровню шумности современные российские АПЛ не уступают лучшим американским аналогам, а по некоторым показателям и превосходят их. Особенно внимательно флот следит за проектом 885 «Ясень», головная АПЛ которого -- «Северодвинск» -- вскоре приступит к ходовым испытаниям. Вторая лодка проекта -- «Казань» -- была заложена в 2009 году и строится уже по несколько иному плану («Ясень-М»).
Подводные лодки проекта 885 «Ясень» являются перспективными российскими многоцелевыми АПЛ четвертого поколения. Эти корабли будут снабжены интегрированной ракетной системой Club-S, предназначенной для поражения надводных кораблей, подводных лодок и береговых объектов в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Ракета ЗМ-54Э имеет отделяемую сверхзвуковую боевую ступень, которая способна преодолеть современную противовоздушную оборону практически любого надводного корабля. Противолодочная ракета 91РЭ1 доставляет на дальность 40-50 км высокоскоростную самонаводящуюся торпеду для поражения всех типов подводных лодок. Крылатая ракета для поражения наземных целей ЗМ-14Э способна уничтожить любые береговые объекты в пределах досягаемости.