Формирование контрактной армии откладывается
Теперь Генштаб заявляет, что «никогда не ставил» задачи перевести армию на контрактную основу и планирует сохранить смешанный способ комплектования соединений надолго. Правда, на Кавказ призывников посылать не планируется.
Российская армия не будет полностью переходить на контрактный принцип комплектования, заявил замначальника Генштаба Василий Смирнов. По его словам, такая задача никогда даже не ставилась. «Мы никогда не ставили цели выхода армии на полностью контрактную основу», -- сказал Смирнов, передает «Интерфакс».
По его словам, сейчас в России сложился смешанный тип комплектования, и в ближайшее время такая ситуация сохранится.
Смирнов также отметил, что изменять призывной возраст не планируется. По его словам, Минобороны провело опрос среди граждан, медицинских и социальных работников и пришло к выводу, что оптимальный призывной возраст начинается с 18 лет. Смирнов подчеркнул, что даже комитет солдатских матерей считает этот возраст оптимальным для призыва на военную службу.
Не изменится и срок службы – 12 месяцев. «Минобороны не выходило и не планирует выходить с предложением об увеличении срока службы. Срок службы определен законом -- 12 месяцев», -- заявил замначальника Генштаба. По его словам, призывники не будут направляться для службы в Чечню, Абхазию и Южную Осетию. Всего в ходе весеннего призыва этого года Минобороны намерено рекрутировать 270,6 тыс. молодых людей.
Результаты не впечатлили
Судя по последним высказываниям руководителей Минобороны, попытка перехода российской армии на контрактную основу фактически провалилось. В начале марта министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что эта программа будет «пересмотрена». «Есть решение о том, чтобы пересмотреть программу, попытаться все-таки осмыслить, какие конкретные должности должны заниматься контрактниками», -- сказал он.
«Мы попытались проанализировать итоги первой программы перехода на контрактную службу, которая была внедрена с 2004 по 2007 год. Нас результаты этой программы не удовлетворили», -- отметил Сердюков. По его словам, фактически не были решены важнейшие вопросы -- кто должен переходить на контрактную службу, на каких условиях и под какие денежные содержания.
Между тем в августе 2008 года, после войны в Южной Осетии, глава российского правительства Владимир Путин называл перевод на контрактный способ комплектования сержантского состава Вооруженных сил «логичным развитием планов по строительству современной и высокопрофессиональной российской армии».
По словам премьера, решение о сокращении службы по призыву до 12 месяцев готовилось шесть лет. «К этому решению мы последовательно шли в течение шести последних лет, формируя систему привлечения граждан на военную службу в добровольном порядке, по контракту. Для начала -- в части постоянной готовности, пограничные органы. А с будущего года -- и на должности сержантского состава в остальных воинских частях и подразделениях», -- цитировала Путина его пресс-служба.
Премьер тогда отметил, что «на сержантов-контрактников в ближайшие годы ляжет основная нагрузка по обслуживанию новых систем вооружения», а «формирование профессионального сержантского корпуса -- важный шаг к более современной организации боевой учебы». При этом до 2015 года в рамках программы планировалось перевести на контракт 64 тыс. сержантских и матросских должностей, на которых сегодня служат призывники.
Позднее о системе комплектования частей на контрактной основе высказывался главнокомандующий Сухопутными войсками Александр Постников. По словам генерал-полковника, контрактные части не должны существовать только ради самих контрактников. «Нам нужны прежде всего профессионалы, -- пояснил главком. -- Сейчас в войсках есть части, в которых служат контрактники, но они, скажем так, не такие, как нам хотелось бы».