Пентагон снова просит денег на разработку F-35
Ударный многоцелевой истребитель F-35 за годы разработки стал дороже на 50%, признался Пентагон. Однако за неимением лучшего программу надо продолжать, для этого необходимо время и увеличение финансирования, считают военные.
Разработка нового истребителя F-35 для ВВС США обойдется стране на 50% дороже, чем предполагалось. Такое заявление сделал сегодня замглавы Пентагона по закупке новой техники Эштон Картер, выступая в конгрессе.
По его словам, в 2001 году, когда разработка самолета только начиналась, предполагалось, что стоимость одной машины составит $50,2 млн в ценах 2002 года. Теперь же цена истребителя колеблется в пределах $80-95 млн. Кроме того, поставка машин в войска вновь откладывается. По словам Картера, модель для корпуса морской пехоты появится в 2012 году, однако ВВС и флоту придется ждать как минимум до 2016 года. Всего США хотят закупить 2,4 тыс. F-35.
«Программа создания этого истребителя притормозила в последние несколько лет», -- признался Картер членам комитета сената по вооружениям, передает Reuters. Вместе с тем он заверил, что министерство обороны приложит все усилия для того, чтобы разработка этой машины была удовлетворительно завершена и она поступила в войска в короткие сроки. Ранее о реструктуризации проблемной программы разработки этих истребителей заявил глава Пентагона Роберт Гейтс. Он потребовал при этом выделения еще $2,8 млрд на дополнительные исследования, а также сообщил, что поставки самолета откладываются по крайней мере на 13 месяцев. Ранее предполагалось, что новый истребитель будет готов уже к 2011 году.
Проект JSF (Joint Strike Fighter) уже стал самым дорогостоящим в современной истории Пентагона. В общей сложности с учетом производства необходимого количества машин проект потребует, по оценкам экспертов, почти $300 млрд. Проблема американских генералов состоит в том, что F-35 -- это единственный существующий на сегодня вариант замены устаревающего авиапарка ВВС США. Предполагается, что новый истребитель придет на смену знаменитому F-16 и станет хребтом американской тактической авиации на ближайшие десятилетия.
Сенаторы отнеслись к сообщениям Картера без благосклонности. Сенатор-демократ Карл Левин недвусмысленно заявил, что увеличение расходов на F-35 ставит под сомнение другие статьи мультимиллиардного бюджета Пентагона и этот бюджет в целом.
Согласно закону Нанна--Маккарди при увеличении стоимости военных программ более чем на 25% для их продолжения необходимо одобрение конгресса. При этом конгрессмены должны руководствоваться тремя критериями -- значением программы для национальной безопасности США, наличием реальной альтернативы, а также наличием решения тех проблем, что привели к увеличению стоимости. По словам Картера, командующий ВВС Майкл Донли в ближайшее время попросит законодателей разрешить продолжение программы. Несмотря на угрозы Левина, очевидно, что у конгресса просто нет другого выхода, кроме как удовлетворить просьбы военных: реальной альтернативы F-35 у США сейчас нет.
Учитывая проблемы американского истребителя, российский самолет пятого поколения вполне может потеснить американскую авиатехнику на мировом рынке вооружений. Ожидается, что серийное производство ПАК ФА начнется в 2015 году, а первые машины для обучения летного состава поступят в части уже в 2013 году.