Следствие пытается арестовать бывшего казначея ЮКОСа
Российские следователи пытаются заочно арестовать бывшего главного казначея ЮКОСа Андрея Леоновича, который сейчас проживает в Великобритании. Его обвиняют в хищении нефти и отмывании денег от ее продажи.
Следствие по так называемому второму делу нефтяной компании ЮКОС собирается заочно арестовать бывшего главного казначея компании Андрея Леоновича, пишет в четверг газета «КоммерсантЪ». Леонович в данный момент проживает в Великобритании, куда уехал еще в 2004 году.
На заседании в Басманном суде 16 декабря следователь Дамир Хурамшин потребовал от судьи Артура Карпова заочного ареста Леновича по обвинениям по ст. 160 (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному) и ст. 174 (легализация, отмывание денежных средств) Уголовного кодекса России. По версии следствия, он участвовал вместе с Михаилом Ходорковским, Платоном Лебедевым и другими топ-менеджерами ЮКОСА в хищении 350 млн т нефти в период с 1998 по 2003 год, а затем отмыл вырученные за эту нефть средства. Почему следствие четыре года медлило с предъявлением обвинения, не поясняется.
Следователю Хурамшину не удалось добиться заочного ареста Леоновича, так как его адвокат Алексей Дудник обратил внимание судьи на то, что не представлены документы, удостоверяющие личность и состояние здоровья обвиняемого. В следующий раз Хурамшин попробует арестовать Леоновича на заседании 22 декабря. Если Леонович все же будет официально заочно арестован, российская Генпрокуратура должна будет просить власти Великобритании экстрадировать его.
По мнению Дудника, внезапный интерес следствия к его подзащитному вызван слабостью позиций обвинения во втором деле против Ходорковского и Лебедева. «Начиная преследование господина Леоновича в Британии, следствие дает понять бывшим сотрудникам ЮКОСа, что каждый из них может превратиться из свидетеля по делу в обвиняемого, если не даст нужные показания против своих бывших руководителей», -- считает адвокат.
Дело ЮКОСа
Ходорковский был арестован в октябре 2003 года, в июле того же года был арестован бывший руководитель группы МЕНАТЕП Платон Лебедев. По этому делу Ходорковский и Лебедев были осуждены на девять лет лишения свободы каждый 31 мая 2005 года Мещанским судом Москвы, который признал их виновными по семи статьям Уголовного кодекса, в том числе в мошенничестве и неуплате налогов.
В 2006 году против него было возбуждено новое уголовное дело по отмыванию денег, в рамках которого он вместе с Лебедевым был этапирован в читинский СИЗО. Генпрокуратура обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 млрд руб. и $7,5 млрд с 1998 по 2004 год. Эти деньги, по версии следствия, были получены в результате хищения акций и нефти, принадлежащих государству.
Распродажа ЮКОСа
Сам ЮКОС был признан банкротом 1 августа 2006 года после того, как налоговики насчитали компании невыплаченные налоги за несколько лет. В империи Михаила Ходорковского было введено конкурсное производство, завершившееся распродажей активов на аукционах. Всего было проведено 20 аукционных сессий, на которых выручили 880 млрд рублей.
Самый ценный актив -- «Юганскнефтегаз» -- был продан на аукционе еще в декабре 2004 года. Его приобрело за 260,7 млрд рублей никому до этого не известное ООО «Байкалфинансгруп», которое, как позднее выяснилось, представляло интересы подконтрольной государству «Роснефти». При этом «Роснефть» приняла участие практически во всех аукционах по распродаже имущества ЮКОСа.
Иск бывших акционеров ЮКОСа
Ряд акционеров компании подали иски в международные суды, в том числе в Европейский суд по правам человека. В жалобе указывается, что в деле ЮКОСа российский суд и налоговый органы не были беспристрастны и независимы, а последовавшая ликвидация компании и распродажа ее активов были незаконными. В частности, ликвидация проводилась с нарушением прав бывшего менеджмента ЮКОСа и его акционеров. Ранее суд уже признал жалобу частично приемлемой.
«Дочки» ЮКОСа -- кипрская компания Group Menatep Limited, Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited (остров Мэн), которые владели суммарно 51% акций компании, -- подали иск в Международный арбитражный суд в Гааге, требуя возмещения ущерба на сумму $28,3 млрд. Если суд удовлетворит этот иск полностью или частично, российское государство должно будет возместить этот ущерб, в противном случае имущество российских компаний в странах, признающих решение этого суда, будет арестовано.