Парламент Гондураса проголосовал против возвращения изгнанного президента
Парламент Гондураса подавляющим большинством проголосовал против восстановления в должности изгнанного президента Мануэля Селайи.
Парламент Гондураса проголосовал против возвращения изгнанного президента страны Мануэля Селайи, передает Reuters. Таким образом, судя по всему, долгая история борьбы Селайи за свой пост подходит к концу.
В прошедшее воскресенье в стране прошли президентские выборы, на которых победил оппозиционер Порфирио Лобо. США, как и некоторые другие американские страны, признали итоги выборов. Сегодня парламент голосовал относительно того, стоит ли дать Селайе вернуться на свой пост до 27 января, когда официально истекают его президентские полномочия.
Законодатели решили не играть с огнем и с серьезным перевесом высказались против реставрации. За Селайю выступили только 10 парламентариев из 128. «Если бы мы восстановили Селайю, для страны это было бы хуже, кризис бы продолжился, а демократия снова оказалась бы в опасности», -- заявил представитель Национальной партии Гондураса, к которой принадлежит Лобо.
США бросили Селайю
Очевидно, что позиция США была решающей в разрешении этого кризиса. И то обстоятельство, что Соединенные Штаты признали итоги прошедших выборов, хотя до этого вместе со всем мировым сообществом критиковали переворот, может иметь значительные последствия. Признание нового президента если не технически, то фактически означает согласие с результатами государственного переворота.
Крупные южноамериканские страны, такие как Бразилия и Аргентина, уже выразили свое недовольство американской позицией и заявили, что не признают нового президента. С их точки зрения, выборы, организованные нелегитимным режимом, не могут считаться законными.
Позиция США вызвала озабоченность у многих государств региона, напомнив об обвинениях, которые в свое время Селайя направил в адрес американцев – якобы июньский переворот был совершен не без помощи или, по меньшей мере, молчаливого одобрения американских военных.
Признание нового президента даст венесуэльскому лидеру Уго Чавесу новую почву для обвинений, которые он регулярно выдвигает против США, заявляя о расширении их военного присутствия в регионе и ведении экспансионистской политики. Чавес считает, что американцы нацелились на нефтяные месторождения нижнего Ориноко, которые находятся на границе между Венесуэлой и Колумбией. По его мнению, именно с желанием отхватить этот лакомый кусочек связано размещение военных баз армии США на территории Колумбии.
Чавес сразу после опубликования итогов назвал выборы сфабрикованными и объявил о несправедливой победе Лобо, «выдвинутого империалистами». Его поддержал президент Никарагуа Даниэль Ортега, который даже закрыл границу с Гондурасом.
Переворот
Селайя был изгнан во время военного переворота, произошедшего в ночь на 28 июня. Его в пижаме вывели из президентского дворца и вывезли в Коста-Рику.
Причиной переворота стало обострение обстановки в стране, вызванное желанием президента Селайи изменить конституцию. По конституции, глава государства избирается на один срок без права переизбрания. Срок полномочий Селайи истекал в 2010 году, и он не раз заявлял, что намерен баллотироваться вторично. Для изменения закона необходимо было провести референдум.
После того как Селайя уволил высших военных чиновников, выступавших против проведения референдума, оппозиция решилась на переворот. При этом временно исполняющим обязанности президента стал председатель парламента Мичелетти.
После изгнания Селайе удалось вернуться в страну -- он засел на территории посольства Бразилии и призывал народ Гондураса свергнуть незаконный режим. В последовавших за этими призывами столкновениях погибли несколько человек. Затем, поняв бессмысленность открытого противостояния и понуждаемые мировым сообществом, стороны приступили к переговорам. Они шли трудно, так как непременным условием Селайи было возвращение ему президентского кресла. Несколько раз появлялись сообщения о уже будто бы заключенном соглашении, однако впоследствии все они были опровергнуты. В итоге произошедшие выборы и признание со стороны США лишили Селайю каких-либо реальных шансов вернуть власть.