Москва
18 декабря ‘24
Среда

Депутаты просят ритейлеров раскрыть коммерческие тайны

Депутаты предложили торговым сетям обнародовать информацию о закупочных ценах и «накрутках». Такой пункт законодатели хотят вписать в законопроект «О торговле». Ритейлеры вежливо отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну.

Комитет Госдумы по экономической политике хочет обязать торговые сети раскрывать информацию о закупочных ценах и торговых наценках, пишет во вторник газета «Ведомости». Такие поправки депутаты собираются внести в законопроект «О торговле», второе чтение которого назначено на 9 декабря.

Согласно предложению депутатов, раскрытию подлежат цены не на все товары, но их список довольно длинный – от социально значимых до «технически сложных» (бытовая техника и автомобили). По мысли комитета, если такая информация появится в открытом доступе, сразу станет видно, на каком этапе происходит «накрутка» цен.

Краткая история созданияВпервые правительство заинтересовалось механизмами ценообразования в конце 2007 года, когда были заморожены цены на некоторые продукты питания.
Правительство к депутатской инициативе относится неодобрительно. Ритейлеры также против нововведений, так как закупочные цены – это коммерческая тайна, а предложение депутатов они расценивают как попытку заменить рыночную конкуренцию государственным контролем.

В середине октября Госдума уже предлагала предоставить правительству право регулировать цены на социально значимые товары. Тогда спикер Госдумы Борис Грызлов заверял, что правительство прибегнет к этой возможности «только в критических случаях». А именно, если в течение 30 дней цена на товар вырастет более чем на 50%.

Закон о торговле

Новый законопроект касается не только поставщиков и ритейлеров, но и всех потребителей, поскольку именно названные стороны своими действиями определяют цены на товары. При этом обе стороны нацелены на получение наибольшей прибыли (что естественно в условиях рыночной экономики), но в высоких ценах для конечного потребителя винят друг друга. Подорожание своих товаров поставщики объясняют поборами торговых сетей, те же отвечают, что эти «поборы» необходимы для продвижения товара.

Закон «О торговле», теоретически, должен будет защитить поставщиков от недобросовестных практик торговых компаний. В частности, он предусматривает конкретные сроки оплаты поставленной продукции. Кроме того, в документе запрещается включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции. Предусмотрены и другие меры, которые, по замыслу создателей, должны способствовать более справедливому ценообразованию на продукты.

В то же время противники закона настаивают на том, что он ограничивает возможности розничных сетей в конкурентной борьбе и заменяет рыночное ценообразование административным контролем.

Полная версия