Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Арбитражный суд отклонил претензии ФНС к «Газпрому»

Арбитражный суд Москвы не услышал аргументов налоговой службы, намеревавшейся доначислить налоги «Газпрому» на 1,6 млрд рублей.

Арбитражный суд Москвы отклонил претензии налоговой службы к компании «Газпром» и отменил требование по доначислению налогов на 1,665 млрд рублей, сообщает РИА «Новости».

Ранее Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 начислила «Газпрому» около 1,4 млрд рублей налогов, а также пени в размере 166 млн рублей и штраф в размере 102,3 млн рублей по результатам выездной налоговой проверки 2005 года. Компания обжаловала это решение налоговиков в Арбитражном суде. По итогам рассмотрения иск «Газпрома» был удовлетворен в полном объеме.

«Газпром» регулярно становится объектом претензий со стороны ФНС, однако крайне редко налоговикам удается получить с корпорации хоть что-то. В 2008 году российский газовый монополист добился отмены большей части налоговых претензий за 2002-2003 годы, общий размер которых составлял 2,659 млрд рублей. После нескольких судебных разбирательств налоговики получили только около 500 тыс. рублей.

Претензии на миллиард

Крупнейший конфликт между «Газпромом» и ФНС произошел в 2002 году, когда начальник столичной налоговой полиции Виктор Васильев обвинил корпорацию в уходе от налогов в особо крупных размерах и пригрозил завести уголовное дело. Тогда, по мнению налоговиков, холдинг не доплатил в бюджет 29,837 млрд рублей (около $1 млрд).

Суть претензий налоговиков сводилась к следующему. Якобы в 2000-2001 годах «Газпром» экспортировал природный газ (экспортная пошлина на который тогда составляла 30%) вместо сухого отбензиненного газа. Последний вид газа, хотя и ничем не отличается от обыкновенного природного газа по своим потребительским свойствам, в указанный период экспортной пошлиной не облагался.

Дело в том, что сухой отбензиненный газ производится из попутного газа в нефтяных месторождениях, и, отменив экспортную пошлину, государство собиралось стимулировать добычу попутного газа, который зачастую просто сжигается. По практике «Газпрома» сухой отбензиненный газ после переработки загружался в единую трубопроводную систему и отправлялся на экспорт.

Однако, по мнению налоговиков, в этом-то и состоят налоговые махинации. Поскольку газ в трубе смешивается, то очевидно, что сухой отбензиненный газ не мог уйти на экспорт в полном объеме, вместе с ним экспортировался и обыкновенный природный газ. А так как подсчитать, в какой именно пропорции эти газы находились в трубе, не представлялось возможным, то ФНС условно предположила, что доля сухого отбензиненного газа в экспорте «Газпрома» составляла столько же, сколько в поставках на внутренний рынок. То есть не 12,4%, на чем настаивала компания, а только 3%. Исходя из этих данных налоговики и пересчитали выручку монополиста и его налоги.

После заявлений Васильева акции «Газпрома» за день рухнули на 8,3%. Однако Арбитражный суд отнесся к этой истории гораздо спокойнее, чем участники фондового рынка, и, после долгих разбирательств, все претензии налоговиков отклонил.

Полная версия