Главы МИД России и США Сергей Лавров и Хиллари Клинтон обсудили в Москве сокращение ядерных вооружений, противоракетную оборону и ядерные программы КНДР и Ирана. Клинтон вновь заявила, что США не признают независимость Абхазии, однако заинтересовалась совместной ПРО.
Россия и США существенно продвинулись на пути выработки нового договора о сокращении ядерных вооружений. Такое заявление сделал глава МИД России Сергей Лавров после переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон.
«У нас есть существенное продвижение вперед (по договору СНВ), в то же время мы обсудили те вопросы, которые еще подлежат согласованию, требуют дальнейшей проработки», -- заявил Лавров, передает «Интерфакс».
По словам министра, стороны договорились «продолжить усилия, с тем чтобы сделать все, чтобы эту работу завершить в намеченные сроки -- в декабре этого года». Лавров не сообщил, какие вопросы удалось согласовать во время сегодняшних переговоров, а по каким еще остаются разногласия.
Клинтон также подтвердила: «Наша цель -- завершить работу над СНВ (к 5 декабря), когда заканчивается действие нынешнего договора».
Говоря об итогах переговоров в целом, Лавров отметил, что у России и США «много точек соприкосновения, однако остаются и такие темы, по которым предстоит сближать позиции».
Про ПРО
Лавров отметил, что Россия и США продолжат совместную работу по анализу рисков ракетного распространения в мире.
«Мы условились продолжить консультации. Будем надеяться, что по итогам этих консультаций мы сумеем выйти на общее понимание того порядка дальнейшей работы, который позволит объединить наши усилия вместе с европейскими и другими заинтересованными странами и позволит совместно работать по анализу и предотвращению рисков ракетного распространения», -- подчеркнул глава российского МИДа.
По его словам, он обсуждал на переговорах с Клинтон проблемы ПРО «в контексте решения администрации Барака Обамы отказаться от планов третьего позиционного района в Польше и Чехии. «Мы посоветовались о том, как дальше строить работу, которая позволит нам лучше понять альтернативную схему, предложенную США», -- рассказал, в частности, Лавров.
Глава МИД России отметил, что «консультации (по этому вопросу) идут уже довольно интенсивно».
Общая ПРО возможна
Глава Госдепа также подчеркнула, что США заинтересованы в сотрудничестве с Россией в сфере ПРО. Более того, Клинтон не исключила создания общей системы противоракетной обороны в будущем.
«Мы заинтересованы работать с Россией, чтобы развить сотрудничество отношений, включая проведение совместной оценки угрозы или создание центра обмена данными, в чем согласились наши президенты, или как способ сделать противоракетную систему общим делом», -- сказала она. По ее словам, Россия и США сталкиваются с одинаковыми ракетными угрозами, в частности, со стороны Ирана.
«Мы хотели бы, чтобы и Соединенные Штаты, и Россия тесно сотрудничали в вопросе ПРО, мы считаем, что это во взаимных интересах», -- сказала Клинтон. По ее словам, США будут рады предоставить российской стороне соответствующую информацию по этому вопросу. «Мы хотим быть наиболее открытыми», -- добавила Клинтон.
Кроме того, по мнению Клинтон, США и России необходимо договориться о принципах определения «общей угрозы» и совместного реагирования на нее. «Мы считаем, что важно договориться о принципах общей угрозы и договориться о том, как мы будем реагировать на эту угрозу», -- заявила госсекретарь. По ее словам, для США это еще одна область, где можно расширять сотрудничество с Россией.
Ядерный саммит
Министры договорились провести саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле следующего года. Он помимо прочего будет посвящен нераспространению ядерного оружия.
Лавров отметил, что в области нераспространения Россия и США «условились работать на нескольких треках, в том числе по подготовке обзорной конференции государств--участников Договора о нераспространении ядерного оружия в мае этого года».
Иран и Северная Корея
Лавров подтвердил, что министры обсудили ядерные программы Ирана и КНДР. «Безусловно, мы уделили в контексте нераспространения особое внимание нашим дальнейшим шагам по иранской ядерной программе, по ядерной проблеме Корейского полуострова с учетом последнего развития событий на этих направлениях», -- сказал он.
При этом, по словам Лаврова, обсуждение этих вопросов велось «с учетом вырисовывающейся перспективы возобновления переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова и с учетом необходимости в полной мере выполнять те договоренности, которые были достигнуты с Ираном на встрече в Женеве 1 октября».
Лавров еще раз отметил, что позиции России и США по иранскому вопросу полностью совпадают и речь не идет о каких-либо политических разменах. «Мы друг у друга ничего не просим по Ирану, потому что было бы смешно просить о чем-то по вопросу, где наши позиции совпадают», -- сказал министр.
По мнению Клинтон, Россия и США достаточно эффективно работают по урегулированию иранской ядерной проблемы в рамках «шестерки». Глава Госдепа назвала встречу в Женеве 1 октября «конструктивной».
«Мы стремимся к тому, чтобы Иран работал вместе с нами и ясно показал, что он пытается добиться только мирного использования ядерной энергии», -- сказала она. При этом Клинтон подчеркнула, что, хотя санкции присутствуют в арсенале мировых держав, об их применении говорить рано. «Когда мы решительно движемся по дипломатическому пути, мы также понимаем, что можем оказаться не столь успешными, как нам бы хотелось. Поэтому мы всегда смотрим на потенциал санкций (против Ирана) в случае, если мы не преуспеем», -- сказала она.
Клинтон напомнила слова президента России Дмитрия Медведева, который заявил, что в некоторых случаях применение санкций становится неизбежным. «Но мы не находимся в этой точке. Это не то заключение, к которому мы пришли», -- сказала госсекретарь.
Она подчеркнула, что Вашингтон предпочитает решать иранскую ядерную проблему дипломатическими методами, подталкивая Тегеран к взаимодействию с международным сообществом. «Мы пытаемся двигаться по дипломатическому пути. У Ирана есть право на мирную ядерную энергию, но у него нет права на ядерное оружие. И Россия в этом с нами согласна», -- подытожила Клинтон.
США не признают Абхазию и Южную Осетию
США не собираются признавать Абхазию и Южную Осетию. «Мы не разделяем точку зрения (России) по Грузии. У нас разные мнения, и я ясно сказала, что мы не признаем Южную Осетию и Абхазию», -- заявила Клинтон.
При этом она подчеркнула, что у России и США остаются разногласия по ряду вопросов. «Важно понять, что мы разные страны, у нас разный исторический опыт, точки зрения», -- отметила госсекретарь. В частности, США испытывают обеспокоенность относительно развития гражданского общества в России и безопасности журналистов.
«Мы будем продолжать задавать вопросы относительно гражданского общества, власти закона, роли неправительственных организаций. Мы считаем, что это способ расширить и углубить наши отношения», -- заявила Клинтон. Между тем она отметила, что Россия и США будут работать вместе по «всем другим областям, где у двух стран есть согласие».