Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Нефти для ВСТО хватит

Директор департамента экономики и финансов Минприроды Григорий Выгон заявил, что разведанных запасов хватит для заполнения трубопровода «Восточная Сибирь -- Тихий океан». При этом чиновник подчеркнул, что проблем много, прежде всего это недостаток транспортной инфраструктуры и налоговый пресс.

Открытых запасов нефти достаточно для наполнения трубопровода «Восточная Сибирь -- Тихий океан», заявил директор департамента экономики и финансов Минприроды России Григорий Выгон, выступая на VII Российском нефтегазовом конгрессе.

Однако для того чтобы нефти действительно хватило, необходимо развивать инфраструктуру, связывающую крупные разведанные месторождения (Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Чаядинское, Среднеботуобское, Тагульское, Сузунское, Русское и другие) с существующими трубопроводами «Транснефти». Также необходимо, чтобы недропользователи соблюдали условия лицензионных соглашений касательно разведки и ввода месторождений в эксплуатацию, сказал Выгон.

На геологоразведку в зоне ВСТО в 2008 году было потрачено около 13 млрд рублей из федерального бюджета и почти 42 млрд рублей -- за счет средств недропользователей. При этом если объемы государственного финансирования превысили плановые показатели, то инвестиции компаний значительно отстают от предусмотренных уровней.Ранее Минприроды отмечало, что снижение финансирования со стороны компаний связано не только с финансовым кризисом и падением цен на нефть, но наблюдалось и до ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. По состоянию на март 2009 года 11 компаний систематически не выполняли условия лицензионных соглашений на предоставленных в пользование участках недр в части геологических работ, сообщал Росприроднадзор. Прирост разведанных запасов по категории С1 составил в 2008 году лишь 17,7 млн тонн при плановом показателе 56 млн тонн.

РЖД будет платить бюджет

По словам Выгона, основными факторами, негативно влияющими на привлекательность инвестиций в нефтедобычу в Восточной Сибири, являются неопределенность транспортных тарифов и несовершенство налоговой системы.

Замглавы Минэнерго России Сергей Клепач, также выступавший на этом конгрессе, говоря о проблемах создания инфраструктуры, заявил, что финансирование этой деятельности должно лечь главным образом на федеральный бюджет. «По нашему мнению, их (нефтепроводов ВСТО и БТС-2. -- Infox.ru) ввод в эксплуатацию не должен привести к росту тарифов и затрат нефтяных компаний на транспортировку нефти, иначе может сложиться парадоксальная ситуация: мы вводим мощности трубопроводной системы, одновременно сокращая инвестиционные возможности недропользователей и, как следствие, добычу нефти в стране. При этом выпадающие доходы ОАО «АК «Транснефть» и, с учетом необходимости транспортировки нефти железнодорожным транспортом на первом этапе функционирования системы ВСТО, ОАО «РЖД» должны компенсироваться из средств федерального бюджета», -- говорится в докладе замминистра.

Одни пошлины понизить, другие -- повысить

Выгон предлагает понизить экспортную пошлину на сырую нефть и повысить пошлину на экспорт нефтепродуктов. «Считаем необходимым постепенное снижение пошлин на экспорт нефти и повышение пошлин на нефтепродукты, то есть сближение пошлин», -- сказал он. Свою позицию он обосновал тем, что высокие пошлины на нефть не позволяют окупить инвестиции в геологоразведку и добычу. В то же время относительно более низкие пошлины на нефтепродукты стимулируют увеличение объемов первичной переработки с низким выходом качественных светлых нефтепродуктов, в результате чего бюджет теряет более $7 млрд в год. Это же обстоятельство препятствует модернизации российских НПЗ.

Ранее идею постепенного доведения уровня экспортных пошлин на нефтепродукты до пошлин на нефть высказывал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

[v1] Выгон считает, что в налоговой сфере необходимо постепенно переходить от взимания НДПИ к роялти. Кроме того, необходимо выравнивать пошлины на светлые и темные нефтепродукты с 2015 года и переходить на систему налогообложения сверхприбыли для новых и «зрелых» месторождений. Относительно обнуления пошлины на добычу нефти в Восточной Сибири Выгон предположил, что это может произойти уже в этом году.

Проект нефтепровода «Восточная Сибирь -- Тихий океан» появился в 2004 году. По нему планируется поставлять нефть с месторождений Западной и Восточной Сибири в порты Дальнего Востока, а оттуда -- в страны Тихоокеанского региона. Также запланировано строительство ответвления в Китай, который, по замыслу организаторов проекта, и должен стать главным покупателем российской нефти. Ранее в различных СМИ неоднократно появлялись сомнения в экономической целесообразности этого проекта, а также в том, хватит ли нефти в разведанных месторождениях для заполнения трубы.

Полная версия