Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Любовь худеть на тренировке сродни пристрастию к героину

Жесткая диета вкупе с чрезмерной физической активностью приводят к таким же изменениям в мозге, как и употребление героина. Препарат для диагностики наркомании выявил физиологическую природу зависимости от тренировок.

Многие мужчины и редкие женщины, увлекающиеся силовыми тренировками, время от времени жалуются на своеобразное чувство «ломки», появляющееся в отсутствие привычных упражнений. На курорте, в командировке или просто во время затянувшихся новогодних выходных, пока тренажерные залы недоступны, у них побаливают мышцы – примерно так же, как они болели в самом начале тренировочного цикла. Нечто подобное испытывают и любители бега.

Такая «ломка» вряд ли является проявлением классического абстинентного синдрома, подобного тому, что испытывают наркоманы и алкоголики. Тем не менее, как показали американские ученые, от физических упражнений может развиться серьезная физическая зависимость. И она особо сурово ударяет по тем, кто пытается похудеть, усугубляя диету силовыми нагрузками. Такое поведение чревато серьезным заболеванием, и похоже, что физиологический механизм этой зависимости тот же, что и в случае с употреблением наркотиков вроде героина.

Крысиная анорексия

Робин Канарек и ее коллеги из Университета имени Чарльза Тафтса под Бостоном попытались смоделировать поведение худеющих людей на лабораторных крысах – благо, устройство системы поощрения у грызунов примерно такое же, как и у их исследователей. Крыс давно и успешно используют в качестве экспериментальных животных для исследования физиологии зависимости, а некоторые результаты этих опытов даже внедряются в клиническую практику наркологов.

Половые отличияУченые повторили те же опыты и с 40 самцами крыс, надеясь понять, почему в людской популяции анорексия чаще поражает женщин. Но статистически значимых отличий в результатах не обнаружилось.
Для начала ученые разделили 44 двухмесячных самок на две группы и рассадили их по клеткам двух разных типов – с беговым колесом и без оного. Крысы, в целом, любят упражнения, поэтому ни тренер, ни какое-то дополнительное принуждение им не потребовалось – очень скоро грызуны с видимым удовольствием освоились на тренажере.

В течение недели грызунам давали неограниченный доступ к корму, а затем принудительно выделили из них группу голодающих, которым доступ к еде давали лишь час в сутки. В голодающей группе было почти поровну «активных» (тех, у которых было колесо) и «пассивных». Контрольная группа из восьми пассивных самок пищу получала ограниченно, но в том количестве, которое в среднем потребляли активные особи с неограниченным доступом к пище.

Крыс поймали на зависимости

Как показали наблюдения, ограниченные в питании крысы стали еще больше бегать в колесе и оттого еще сильнее теряли в весе. И дело не в том, что делать им больше было нечего – по крайней мере, не только в этом. Канарек уверена, что у грызунов развилась физическая зависимость к таким пробежкам, а ограничения питания ее только усугубили.

Чтобы распознать зависимость и установить ее причины, ученые воспользовались трюком, с помощью которого ведомственные врачи иногда ловят сотрудников вверенных им компаний на употреблении наркотиков – даже если никаких внешних признаков наркотического опьянения нет. Крысам вкололи дозу налоксона – лекарства, которым лечат передозировку анальгетиками и которое мгновенно вызывает острый приступ абстинентного синдрома у тех, кто злоупотребляет опиатами.

Как измерить ломкуЧисленную характеристику абстиненции экспериментаторы устанавливали, исходя из присутствия и частоты проявления ее отдельных симптомов. Баллы присваивались за скорость потери веса, попытки убежать, сглатывания, подергивания, спазмы и так далее.
Хитрость сработала. У активных крыс появились все симптомы наркотической ломки – дрожь в теле и стук зубов, обвисание век, частые сглатывания, неоправданный страх, понос и даже кровавые слезы; все это сопровождалось быстрой потерей веса. И что самое главное – эти симптомы были сильнее всего выражены у тех бегунов в колесе, кому ограничивали доступ к пище. И более того, чем больше голодающие бегали в колесе, тем более сильную зависимость выявляла инъекция налоксона. У пассивных крыс симптомы были минимальными, независимо от того, сколько пищи они получали.

Бег на месте опиоидов

Авторы статьи, опубликованной в Behavioural Neuroscience, уверены, что им удалось вскрыть физиологическую основу опасного сочетания недоедания и чрезмерной физической активности. По их мнению, такое поведение приводит к изменениям, схожим с теми, что вызывает употребление опиатов – например, героина. И возможно, физическая активность может даже помочь заменить эти вещества при лечении наркомании.

Действие налоксона основано на блокировании опиоидных рецепторов, на которые завязана система поощрения мозга и которую бессовестно эксплуатирует наркотик. Налоксон прикрепляется к рецепторам вместо молекулярных «сигналов счастья» – эндорфинов и даже активно вытесняет их из опиоидных рецепторов; при этом на прикрепившийся налоксон рецепторы положенным им образом не реагируют.

Канарек и ее соавторы также предполагают, что голодание вкупе с повышенной физической активностью приводит к неестественным изменениям в другой «системе получения удовольствия», основанной на нейромедиаторе дофамине (ее эксплуатируют наркотики вроде кокаина или амфетамина). Правда, проверка этого предположения потребует дополнительных исследований. К счастью ученых и несчастью крыс, аналоги налоксона для дофаминовой системы существуют.

Здоровая умеренность

Работа американских ученых – не повод лежать на печи и считать всех спортсменов наркоманами. Авторы отдельно перечисляют обилие положительных эффектов от умеренных физических нагрузок. Тут и укрепление мышц и костей, и улучшение состояния сердечнососудистой системы и даже стимуляция нейропластичности – способности нейронов образовывать новые связи. В общем, «хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

Однако ключевое слово выше – «умеренные». К сожалению, провести границу между умеренными и чрезмерными нагрузками люди часто не в силах, и помочь в этом могут лишь профессиональные тренеры или доктора. А вот провести границу между умеренными упражнениями и недостатком таковых каждый должен самостоятельно. Если мозги еще не заплыли жиром окончательно.

 

Полная версия