Связьинвест поглощает Москву
«Связьинвест» оценивает контентный рынок, готовится к выходу на биржу, слияниям на московском рынке интернета и в сфере сотовой связи. О планах госхолдинга Infox.ru рассказал генеральный директор «Связьинвеста» Евгений Юрченко.
-- Евгений Валерьевич, стратегия «Связьинвеста» на столичном рынке широкополосного доступа в интернет -- это органический рост или рост через слияния и поглощения?
-- Мы надеемся, что это будет и органический рост, и рост через слияния и поглощения. В тех инвестиционных планах, которые у нас есть, заложена инвестпрограмма как на строительство сетей, так и на приобретение компаний, которые уже присутствуют на рынке.
-- Есть конкретные варианты?
-- Да, безусловно, но все находится в стадии переговоров. Мы надеемся, что наше развитие в рамках Москвы и Московской области будет очень активным в этом году.
-- Может ли реорганизация «Связьинвеста» повлиять на активность на рынке M&A в 2010 году, отложить какие-либо покупки, которые вы планировали ранее?
-- Нет. Безусловно, у нас, напротив, резко растет общая возможность по привлечению денежных средств, по свободному денежному потоку. Мы хотим использовать эту возможность в первую очередь для покупки предприятий на рынке M&A. И использования этих средств как для интенсивного, так и для экстенсивного роста.
-- Планируете ли вы международную экспансию?
-- Обязательно. Для этого нужно создать объединенную компанию, прежде чем она будет выходить на другие рынки. И мы планируем уже к весне следующего года сформировать объединенную компанию, которая будет котироваться на различных биржах (по словам источника в правлении «Связьинвеста», рассматриваются Гонконгская и Лондонская биржи, но не Нью-Йоркская. -- Infox.ru), в том числе на российской бирже, и будем заниматься серьезной экспансией.
-- Принято ли окончательное стратегическое решение о строительстве четвертого федерального сотового оператора? Как вы намереваетесь конкурировать с «большой тройкой», когда уровень проникновения сотовой связи составляет почти 150%?
-- Здесь несколько этапов. Как в революции: программа-минимум и программа-максимум. В программе-минимум, на которой мы сосредоточены, -- создание единой управляющей компании по управлению всеми сотовыми активами. У нас 14 региональных операторов сотовой связи, которые объединяют 16 млн абонентов, что само по себе немало. Это 50% от абонентской базы любого из операторов «большой тройки».
-- Кроме того, «Связьинвест» подтвердил факт переговоров с Алишером Усмановым (по поводу передачи его доли в «Мегафоне» госхолдингу «Связьинвест»).
-- Если такие диалоги ведутся, то не обязательно они ведутся на уровне менеджмента «Связьинвеста». На самом деле это вопрос в первую очередь правительственный и вопрос развития в целом рынка мобильной связи в России.
-- И все-таки приобретение одного из операторов «большой тройки» входит в вашу стратегию?
-- «Приобретение» -- это сказано, наверное, слишком громко. Нам было бы приятно, если бы в холдинг входили пакеты акций операторов «большой тройки».
-- В процессе реорганизации госхолдинга будут ли привилегированные акции межрегиональных сетевых компаний «Связьинвеста» (МРК) с дисконтом конвертироваться в акции объединенной компании связи? Повлияет ли на коэффициенты долговая нагрузка МРК?
-- Нет, от долговой нагрузки МРК это зависеть не будет. Не будет никакой дискриминации. Будет единый коэффициент конвертации акций привилегированных акций МРК в акции объединенной компании. Здесь в первую очередь будут использоваться рыночные подходы и рыночные методы оценки дисконта между обыкновенными и привилегированными акциями МРК.
-- Владимир Путин распорядился передать 29,9-процентный пакет акций «Ростелекома», который ранее выкупило Агентство по страхованию вкладов при санировании банка «КИТ Финанс», в управление Внешэкономбанку. Планируете ли вы договариваться с ВЭБом, чтобы в процессе получить опцион на 40-процентный пакет акций «Ростелекома» (ВЭБ уже владеет 9,8% акций оператора связи. -- Infox.ru)?
-- Я думаю, это было бы желательно. И мы хотим начать общую работу с Внешэкономбанком в сотрудничестве по управлению группой компаний «Связьинвест», в частности «Ростелекомом».
-- У ряда телекоммуникационных компаний в связи с введением Таможенного союза возникли проблемы при импорте оборудования. Затронуло ли это скорость развития группы компаний «Связьинвест»?
-- Нет, никоим образом на «Связьинвест» это не повлияло.
-- Планирует ли «Связьинвест» выходить на рынок производства или агрегации контента?
-- «Связьинвест» стоял достаточно далеко от контентных бизнесов, и в настоящее время мы планируем инвестировать очень серьезные средства для того, чтобы наполнить наши сети содержанием. И здесь в первую очередь нужна эмиссия контента, его агрегация и предоставление его конечным пользователям. На это будут направлены наши инвестиции.
-- Что это будет? Телеканал, IP TV или интернет-сайт, к чему ближе ваши замыслы?
-- Эту стратегию -- именно по контенту -- мы до вас доведем через полгода .
-- Есть много примеров, когда телекоммуникационные компании разрабатывают контентные проекты, а потом терпят убытки -- это непрофильный бизнес.
-- Очень хорошо учиться на чьем-то плохом опыте. В этом случае мы не собираемся вести какие-то несбыточные проекты. Опираясь на опыт компаний, который уже существовал, собираемся развивать это направление.
-- -- Вопрос по поводу «Электронного правительства». Проекты, которые с начала 2002 года планировалось развивать для предоставления госуслуг, в экспертном сообществе считают дорогими. Будете ли вы стараться сэкономить на «Электронном правительстве»?
-- Здесь мне очень хочется обратить внимание, что на финансирование этого проекта идут, в частности, собственные средства «Ростелекома». Мы заинтересованы сделать его («Электронное правительство». -- Infox.ru) как можно дешевле, для того чтобы сэкономить деньги для компании. Наша выгода в том, что сети будут заполнены всеми операциями с «Электронным правительством» и будут направлены в первую очередь на обеспечение доступа до всех властных структур, которые с помощью исключения бумажного документооборота серьезно ускорят принятие всех решений.
-- Обеспечена ли прозрачность расходов по проекту «Электронное правительство»?
-- Подход к этому вопросу будет очень жестким. Здесь никаких преференций ни для кого мы не делаем.
-- Некоторые специалисты критикуют «Ростелеком» после приобретения системного интегратора NVision Group.
-- Здесь мы опирались на международный опыт, так как у любой крупной телекоммуникационной компании -- Deutsche Telekom, France Télécom, BT Group (British Telecom. -- Infox.ru), -- существуют свои крупные компании, которые занимаются интеграцией проектов, как по поставкам оборудования, так и по софту. И в этом случае мы сейчас не приобретаем полностью контрольный пакет NVision Group. Приобретено всего 25% акций компании и существует опцион. При этом условием является то, что все денежные средства, которые получены в результате продажи 25% акций, будут инвестированы в «Связьинвест». В данном случае эти средства пойдут на строительство центров обработки данных в регионах. Здесь мы очень серьезно будем наблюдать за развитием этого бизнеса. Тем не менее такая крупная компания, как объединенный «Ростелеком», не может существовать без дружественной дочерней структуры, которая полностью обслуживает потребности на этом огромном рынке.