Аудитория интернета в городах России сократилась, свидетельствуют предварительные данные TNS за декабрь. Причина -- сезонные праздники. Пользователи вышли из сети и отправились в торговые центры за подарками или уехали в отпуск, говорят участники рынка.
Аудитория российского интернета сократилась, свидетельствуют предварительные данные TNS Gallup Media. Согласно подсчетам экспертов, 51% жителей российских городов старше 12 лет с населением свыше 100 тыс. человек пользовались интернетом в декабре хотя бы один раз. В ноябре показатель составлял 52%.
Руководитель отдела исследований интернета аналитического центра «Видео интернэшнл» Алексей Беляев считает, что падение аудитории по России -- это не тренд. «Вполне возможно, что люди, редко заходящие в интернет, свой бюджет свободного времени в этом месяце потратили не на интернет, а на реальные вещи, например, пошли в торговые центры за подарками», -- добавил он.
«Сложно спорить с таким известным и уважаемым агентством, как Gallup Media, но все исследования рынка услуг доступа в интернет – как операторов, так и специализированных агентств -- показывают, что в России число пользователей интернета только растет. Более того, если говорить в целом о рынке интернет-доступа, то в России проникновение составляет меньше, чем 51 процент, -- заявила пресс-секретарь «Комстара» (торговая марка «Стрим») Екатерина Невская. --Например, по данным аналитиков, проникновение только широкополосного доступа в интернет на первое полугодие 2009 года составляло 24 процента, рост – 111 процентов». «ШПД является сегодня драйвером роста для операторов фиксированной связи», -- добавила она.
В Москве аудитория интернета не изменилась. «Среди москвичей в возрасте старше 12 лет 64 процента населения пользовались в декабре интернетом», -- прокомментировала сотрудник департамента интернет-исследований TNS Россия Инга Петкевич. По ее словам, стагнация столичной интернет-аудитории связана с сезонными причинами, и глобального роста по Москве она не ожидает.
По словам Екатерины Невской, в Москве действительно может наблюдаться стагнация, в основном из-за насыщения рынка.
Аудитория пользователей интернета старше 12 лет в Екатеринбурге в декабре выросла на 1% по сравнению с ноябрем и составила 59%. Но самый большой – трехпроцентный -- рост аудитория показала в Санкт-Петербурге – с 58 до 61%. «Ситуация не стала неожиданной, если посмотреть данные прошлого года -- картина похожая. Представленные данные лежат в пределах доверительного интервала», -- подчеркнула Инга Петкевич.
«Я не думаю, что 3 процента -- это статистически значимая величина. В целом – 60 процентов для Питера не предел, в этой социально-демографической группе и две трети населения могут пользоваться интернетом хотя бы раз в месяц», -- прокомментировал Алексей Беляев.
«Основной драйвер роста аудитории интернета в 2009 и 2010 году – это появление безлимитных тарифов на широкополосный доступ не только в мегаполисах, но и в крупных, и средних городах», -- добавил Алексей Беляев.
По мнению эксперта-консультанта ИК «Финам» Леонида Делицина, аудитория в крупных городах стабилизировалась.
«Это связано с тем, что молодые и активные люди, которые в ходе процесса урбанизации переместились в крупные города, пользуются сетью. Мы знаем, что в силу демографических изменений на каждого работающего в России скоро будет один пенсионер. Грубо говоря, это та вторая половина, которой сеть пока недоступна. Недоступна либо в силу финансовых причин, либо в силу сложности», -- сказал Леонид Делицын. По мнению эксперта-консультанта ИК «Финам», провайдеры «сколько зарабатывали, столько и зарабатывают».