Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Рынок IT-образования сократился вдвое

Спрос IT-корпораций на дополнительное образование для сотрудников упал более чем вдвое. Компании отказываются от курсов повышения квалификации. Недоученные сотрудники в перспективе могут нанести вред бизнесу, предупреждают эксперты.

Рынок корпоративных тренингов и повышения квалификации в IT-отрасли упал более чем вдвое по большинству вендоров, заявил Infox.ru директор учебного центра Cisco при Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) Владимир Селиванов.

Спад в сегменте корпоративного обучения есть, подтверждает источник в компании Sun Microsystems, учебные центры которой также работают в России. Он характеризует спад как «незначительный». Компания Ericsson испытывает похожие проблемы, объемы образования резко упали, особенно в России. "За период с января по август у нас обучилось порядка 700 студентов. Это примерно в 2 раза меньше, чем в прошлом году", -- говорит тренинг-менеджер Ericsson Ирина Салтыкова.   

«В условиях кризиса, когда идет речь о выживании компании, о минимизации любых расходов, бюджет на образование урезается в первую очередь, -- сетует Владимир Селиванов. -- Самый простой способ -- не обучать специалистов, перенести это на будущее, сократить неквалифицированных сотрудников и за те же деньги нанять квалифицированных работников, уволенных из других организаций».

По словам эксперта, экономия на тренингах и курсах в будущем может негативно отразиться на бизнесе.

«Это как в машине: ее можно не смазывать, убрать несколько деталей, и она поедет, но вопрос -- как далеко?» -- заключает Владимир Селиванов.

Компания, переставшая в период кризиса развивать своих сотрудников и повышать их профессиональный уровень, рискует в этот момент оказаться менее конкурентоспособной и уступить свою долю рынка, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева. По ее словам, сотрудники телекоммуникационной компании продолжают обучаться, но в основном за счет внутренних ресурсов и «более точечно».

«Доказанные риски от отсутствия обучения в технической сфере во много раз превышают стоимость самого обучения», -- заявляет Ксения Корнеева.

Недостаток квалификации специалистов в IT- и телекоммуникационной индустрии не скажется на аварийности в отрасли в ближайшем будущем, не паникуют специалисты. По словам бывшего руководителя учебного центра Siemens, а сейчас главы российского подразделения Bit Media -- разработчика электронных образовательных курсов профессора Владимира Баранюка, на ключевых позициях в компаниях находятся «супероператоры» с большим опытом. Он вспоминает, что Siemens сделала систему управления телефонными сетями для компании «Северо-западный телеком»: для большого количества операторов, которых нельзя было отвлекать от работы, создали электронные системы обучения на рабочем месте.

«Электронный курс объемом 3Гб -- это help на реальной работе», -- говорит Владимир Баранюк. Но сейчас количество проданных программ, по его оценкам, уменьшилось на 80%.

«Министерства (Bit Media работает с МЭР и Минфином. -- Infox.ru) сократили заказы на электронное обучение почти до нуля. Рынок учебных центров это чувствует», -- рассказал Владимир Баранюк.

Участники рынка IT-образования рассчитывают на четвертый квартал текущего года. «Более 50% программ обычно заказывается на этот период», -- говорит Владимир Селиванов.

По его словам, популярностью пользуются дорогие и сложные курсы, связанные с внедрением новых технологий, от которых компании не могут отказаться. «Массовые курсы потеряли актуальность, -- заявил директор учебного центра Cisco. -- Таким образом, происходит перераспределение бюджета. Компания принимает решение: лучше обучить 20 человек на курсах высокого уровня, а 120 человек на курсах среднего уровня не обучать вообще».

Ситуация в сфере корпоративного образования «тяжелейшая и может завершиться крахом», признает Владимир Селиванов. Стабилизация может начаться не раньше 2010 года, но при условии оптимистичного сценария развития экономики страны.

«Даже если в экономике сейчас все улучшится, компании не будут восстанавливать часть бюджета, которую секвестрировали. Они будут стараться максимально увеличивать прибыль, потому что никто не может гарантировать кардинального улучшения ситуации», -- рассуждает Владимир Селиванов.

Несмотря на серьезный спад в секторе корпоративного образования, Cicso планирует увеличить количество учебных центров со 125 по России до 325, где в 2012 году будут обучаться 22 тыс. студентов. На этот момент компания уже вложила в программу $300 млн, говорит представитель Cisco Александр Палладин.

"Во второй половине года мы ожидаем небольшой рост продаж обучения, примерно на 10 процентов по сравнению с первой половиной 2009 года.Так как так или иначе компаниям нужно будет удовлетворить  самые насущные потребности в обучении и потратить те, даже очень небольшие деньги, заложенные в  бюджете", -- добавляет тренинг-менеджер Ericsson Ирина Салтыкова.

Спрос на IT-образование увеличивается только среди частных лиц, говорит источник Infox.ru в центрe компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ имени Баумана.

«Web-направление развивается очень хорошо: верстка, дизайн, маркетинг. Большой поток идет на программирование, потому что профессия стабильная», -- добавляет источник.

По его словам, «корпоративный сектор просел на 30%».

Полная версия