В музей им. Глинки передали первый в мире синтезатор
Сегодня москвичей познакомили с новым экспонатом Музея музыкальной культуры -- первым в мире синтезатором АНС. До сегодняшнего дня его мало кто видел, зато слышали все, кто смотрел Тарковского и Гайдая.
Сегодня в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки появился новый экспонат. В коллекцию музея передали уникальный инструмент -- первый в мире фотоэлектронный синтезатор -- АНС («Александр Николаевич Скрябин»), созданный советским военным, артиллеристом Евгением Мурзиным.
Если быть более точным, то в музей передали не самый первый синтезатор. Задумал свою машину Мурзин еще до войны, в 1938 году. Война помешала осуществить задуманное, и автор занялся работой над электромеханическим поправочником для управления огнем, за что удостоился Сталинской премии по секретному списку. После войны Мурзин снова взялся за синтезатор. На создание действующего, звучащего образца у него ушло более 10 лет. Первый «макет», как его сам назвал автор, заработал только к 1957 году. Но модель уже была действующей, ее запатентовали. Синтезатор привлек внимание известных композиторов, и автор смог сделать новую модель уже не в домашних условиях. «Промышленный» образец АНС сделали в Московском научно-исследовательском институте приборной автоматики (МНИИПА) в 1961--1964 годах. И именно на этом инструменте записывалась электронная музыка к фильмам «Сталкер» и «Солярис», эпопея «Освобождение» и «Сибириада». Даже в «Бриллиантовой руке» звучит АНС (те самые жуткие звуки, под которые в страшном сне от оторвавшейся руки убегал герой Андрея Миронова). Есть его звуки и в мультфильмах («Маугли», «Ну, погоди!»). Для него писали и отдельные произведения Дмитрий Шостакович, Эдуард Артемьев, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, Шандор Каллош, Владимир Мартынов.
Этот образец и поныне действует. Единственное усовершенствование с тех пор – замена старых блоков питания на новые, из-под стандартных компьютеров.
Один из первых композиторов, писавших для него, Станислав Крейчи показал специально для Infox.ru, как работает АНС.
Главный элемент АНС – это диск фотооптического генератора. Обычный стеклянный диск, на который с помощью специального станка концентрическими кольцами записаны 144 фотооптические звуковые дорожки «чистых тонов». Получилось очень похоже на современный компакт-диск. Кстати, первые диски Мурзин изготавливал вручную – и на изготовление самого первого у него ушло три года.
Через вращающийся диск фотооптического генератора пропускался свет, который, проходя через дорожки, генерировал электрические импульсы определенной частоты – с интервалом в 1/72 октавы (Мурзин разбил октаву не на 12 частей, как в европейской музыке, а на 72), которые преобразовывались в звуки соответствующей частоты. Каждый звук отличается от соседнего всего на 1/6 полутона -- в результате можно плавно переходить от звука к звуку, как это возможно, к примеру, на скрипке и виолончели и невозможно на гитаре или фортепиано.
Когда между фотооптическим диском и фотоэлементом ничего нет, синтезатор издает «белый шум»: одновременно звучат 720 звуков десяти октав.
Для того чтобы получилась мелодия, в синтезатор вставляется партитура – стеклянная пластинка, покрытая черной мастикой, на которой при помощи специального устройства (кодера) прочерчены полосы. Пластина движется поперек световых лучей, и звучат только те звуки, лучи которых проходят через полосы. Длительность звука зависит от скорости движения партитуры и длины прочерченных линий. Таким образом, композитор не пишет музыку, а рисует ее.
Интересно, что синтезатор использовали не только для того, чтобы писать музыку. На нем еще ставили эксперименты по синтезу человеческой речи (еще в докомпьютерную эпоху) и даже опыты по воспроизведению речи дельфинов. К сожалению, по словам Станислава Крейчи, эти работы в СССР проводились под грифом «секретно». То, что к АНС прибегли ученые того времени, неудивительно. В буклете ВДНХ 1964 года сказано: «Не имея практически ограничений в темперации, АНС позволяет сочинять музыку, пользуясь любыми ладами и звукорядами, бытующими на земном шаре. Не имея ограничений в тембрах и их изменениях, АНС позволяет в сочинениях музыки использовать искусственные голоса и шумы всевозможных строений и зыбкости».