Лучший спутник Марса заработал на сверхурочные
Самый совершенный на настоящий момент марсианский зонд завершил свою основную научную программу, сообщает NASA. Правда, отказываться от столь успешно работающего аппарата никто не собирается.
Сообщение, разумеется, не означает, что аппарат Mars Recoinassance Orbiter завершает работу на околомарсианской орбите. MRO успешно закончил так называемую двухлетнюю primary mission -- то есть что-то вроде «программы-минимум», рассчитанной на один марсианский год. То, на что надеялись в NASA. Ну а поскольку все получилось успешно, зонд продолжит свою работу. Новая программа началась с новым марсианским годом, а сколько зонд проработает на орбите, пока что не может сказать никто. Ожидается, что этот срок составит не менее десяти лет: один из марсианских аппаратов предыдущего поколения уже проработал именно столько (речь идет об Mars Global Syrveyor).
За время двух лет работы зонд передал на Землю 73 терабита данных, множество снимков планеты и разнообразных данных о составе ее атмосферы и поверхности. MRO «отснял» 40% территории Марса с детализацией до объектов размером с небольшой дом и 1% -- с детализацией до нескольких метров. Это около 10 тыс. снимков.
Интересно, что среди прочих объектов в его камеры попали и «инопланетяне» -- земные аппараты разных лет. К примеру, удалось рассмотреть во всех деталях место посадки аппаратов Viking 1 и Viking 2, севших на Марс 20 июля и 3 сентября 1976 года соответственно. На снимках хорошо видны и термозащитные колпаки, которым аппараты тормозили в атмосфере Марса, и задние кожухи, и сами посадочные модули.
Сфотографировал MRO и марсоход Spirit, севший на Марс уже в 2000-х, и даже следы его 25-сантиметровых колес. Вершиной же «фотографического мастерства» зонда стала «жанровая» фотография спуска на поверхность Марса посадочного аппарата Phoenix.
Передал MRO на Землю и 700 ежедневных «погодных карт» Марса -- уникальный результат для науки о Красной планете.
Главный же научный результат первых двух лет работы -- получение абсолютно надежных доказательств, что на Марсе несколько сот миллионов лет назад была вода. По крайней мере в нескольких регионах планеты, а скорее всего по всему Марсу.
Аппарат и его инструменты
Зонд стартовал 12 августа 2005 года и достиг Красной планеты в марте 2006-го. MRO имеет 6,5 м в длину и оборудован трехметровой «тарелкой» для связи с Землей. Ширина корабля – 13,6 м (в параметры входят и две солнечные батареи размером 5,35 х 2,53 м).
Вес межпланетного зонда – чуть более 2 т, причем на научное оборудование отведено всего 139 кг. Более половины веса приходится на топливо. 20 кв. м солнечных батарей в самой удаленной от Солнца точке вырабатывают 2 кВт электроэнергии, а на время, когда станция закрыта от Солнца Марсом, питание аппаратуры обеспечивается никель-гидридными батареями.
Спутник оборудован шестью научными инструментами для комплексного изучения планеты от верхних слоев атмосферы до участков, скрытых под поверхностью планеты.
Среди них камера-телескоп High Resolution Imaging Science Experiment (HiRISE) -- самая мощная камера, когда-либо покидавшая орбиту Земли. Приставленный к камере 50-сантиметровый зеркальный телескоп имеет угол поля зрения 1,15° и может различать с орбиты Красной планеты 25-сантиметровые детали.
Спектрометр Compact Reconnaissance Imaging Spectrometer for Mars (CRISM) успешно занимался поиском следов воды, которые могли остаться в марсианских минералах. Данные именно этого прибора во многом позволили сделать вывод о водном прошлом Марса. В рамках миссии CRISM планируется создание геологической карты поверхности Марса, а также исследование сезонных изменений в составе марсианской пыли и ледяных аэрозолей. После обработки уже полученных и ожидающихся данных ученые рассчитывают серьезно продвинуться в понимании механизмов, воздействующих на марсианский климат.
Камера Context Imager (CTX) с разрешением 6 мегапикселов -- вспомогательный прибор. Она получает черно-белые изображения участков шириной 30 км и помогает привязать данные, полученные камерами HiRISE и CRISM, к глобальной карте Марса.
Прибор Mars Color Imager (MARCI) разработан для того, чтобы делать ежедневные глобальные изображения Марса на протяжении марсианского года (687 суток). Первый этап миссии MARCI закончен, и астрономам будет очень интересно сравнить полученные изображения с изображениями следующего марсианского года.
Марсианские хроники
Попыткам изучения Марса космическими аппаратами в 2008 году исполняется 48 лет. И только в третьем тысячелетии ученым и техникам удалось, кажется, что-то сделать с сопутствующим миссиям невезением: за первые 43 года исследований (с 1960-го по 2003 год) из 36 миссий неудачей закончилось 20. Первая из ушедших с орбиты Земли станций – советская «Марс-1», запущенная в ноябре 1962 года, «промахнулась» и прошла в 197 тыс. км от планеты. Зато установили мировой рекорд: связь с АМС поддерживалась на расстоянии 106 млн км.
Снимки Марса с близкого расстояния впервые передала на Землю американская автоматическая станция Mariner 4. Она стартовала в конце 1964 года, а через семь с половиной месяцев, 14 июля 1965-го, пролетела в 9,8 тыс. км от поверхности Марса. Стартовавшая чуть ранее Mariner 3 так и не смогла отделиться от ракеты-носителя.
У советской станции «Зонд-2» вышли из строя солнечные батареи и радиопередатчик.
В 1969 году обе советские станции взорвались на старте, американские Mariner 6 и Mariner 7 передали на Землю 75 и 126 фотографий соответственно.
В 1971 году запуск Mariner 8 не удался, «Марс-2» разбился о поверхность Марса, зато «Марс-3» впервые в истории совершил мягкую посадку и передал телеметрию с поверхности планеты. Правда, это практически единственное, что он успел сделать -- спускаемый аппарат вывела из строя пылевая буря через 14,5 секунд после начала передачи.
Mariner 9 впервые стал искусственным спутником Марса и передал 7329 фотографий. Из запущенных в 1973 году станций «Марс-4, -5, -6 и -7» относительно успешным оказался только «Марс-5»: он сделал 22 витка и передал на Землю 60 фотографий. Следующего крупного успеха пришлось ждать до 1976 года, когда на Марс сели спускаемые аппараты Viking 1 и Viking 2. Орбитальные модули и спускаемые аппараты передали в общей сложности более 50 тыс. фотографий.
Крупным шагом вперед стали наши «Фобосы», запущенные в 1988 году. Однако ошибка в программе, заложенной в «Фобос-1», развернула солнечные батареи от Солнца и аппарат «замерз» в космосе. «Фобос-2», добившись определенных успехов, вышел из строя из-за отказа компьютера.
В 1993 году в космосе потерялся Mars Observer, на котором предположительно взорвался двигатель. В 1996 году неудачей закончился запуск российской «Марс-96». Японский исследовательский зонд Nozomi («Надежда») отправился к Марсу в 1998 году. По плану он должен был выйти на орбиту планеты в октябре 1999 года. Однако из-за проблем с двигателем встречу с Марсом пришлось отложить. Японцам удалось заставить аппарат совершить гравитационный маневр и направиться к Марсу, но затем аппарат потеряли окончательно.
В 1999 году в атмосфере Марса сгорела станция Mars Climate Orbiter, запущенная в 1998 году: рассчитанная для нее орбита оказалась слишком низкой. Расследование установило, что одна из групп, осуществлявших управление кораблем, посылала команды на борт в английской системе мер, не переведя их в метрическую, как остальные. Поэтому аппарат прошел на расстоянии 57 км от поверхности Марса вместо расчетных 140–150 км.
Американский аппарат Mars Polar Lander в декабре 1999 года пытался сесть на границе южной полярной шапки Марса, но после входа в атмосферу Марса связь с ним прервалась.
И только проект Mars Pathfinder оказался успешным. В 1997 году по планете прошел первый марсоход Sojourner.
Но кажется, неудачи начинаются вновь: после успеха 2000-х -- марсоходы Spirit и Opportunity, европейский Mars Express, американский MRO, посадочная лаборатория Phoenix Polar Lander, который, перед тем как замерзнуть, успел передать сообщение о снегопаде... На сей раз в изучение Марса вмешались земные проблемы -- финансовый кризис. Полет нового атомного марсохода Mars Science Laboratory уже отложен с 2009-го на 2011 год. Европейский аппарат ExoMars, по последним данным, полетит к земному соседу не ранее 2016 года. А о ходе работ по российскому проекту «Фобос-Грунт», запуск которого назначался на 2009-м, пока не сообщается.