Москва
6 ноября ‘24
Среда

Китайцы вернулись из открытого космоса с проблемами

Китай смог вывести тайконавта в открытый космос. Правда, идеального выхода не получилось, и командиру корабля пришлось срочно возвращаться обратно. Но это не помешало штабу программы пилотируемой космонавтики КНР огласить амбициозные планы страны по освоению Луны и Марса.

С 25 по 28 сентября в околоземном пространстве национальный состав космонавтов впервые адекватно отразил земное соотношение наций: китайцев в космосе было больше, чем представителей любой другой нации. Кроме того, из шести землян, покинувших на тот момент родную планету, ровно половина оказались выходцами из Поднебесной.

25 сентября, в 17.07 по московскому времени (в 21.07 по местному времени), с космодрома Цзюцуань в китайской провинции Ганьсу при помощи ракеты-носителя «Чанчжэнь» («Большой рывок») стартовал космический аппарат «Шеньчжоу-7» (Shen-Zhou 7; «Священная лодка») с тремя тайконавтами на борту -- Чжай Чжиганом, Лю Бомином и Цзин Хайпэном.

[v1]

Это третий китайский пилотируемый космический полет. Первый космонавт Китайского национального космического управления (CNSA), или тайконавт, побывал в космосе в октябре 2003 года. Ян Ливэй (Yang Liwei) на корабле «Шеньчжоу-5» (Shen-Zhou 5) провел в космосе 21 час 22 минуты. Два года спустя, в октябре 2005 года, в космос отправились сразу два тайконавта -- Фэй Цзюньлун (Fei Junlong) и Не Хайшень (Nie Haisheng). Они пробыли на орбите почти пять суток.

На этот раз главным достижением китайской космической отрасли стало даже не то, что на орбиту улетели три человека (напомним, СССР сначала запустил шесть «Востоков», в том числе выводя по два корабля одновременно, а затем приступил к запускам многоместных «Восходов»). Следуя аналогии с СССР, Китай решил одновременно повторить достижения кораблей «Восход-1» и «Восход-2». Тогда, более 40 лет назад, в первом корабле (полет в октябре 1964 года) одновременно полетели сразу трое (Константин Феоктистов, Владимир Комаров и Борис Егоров -- первый врач-космонавт), а из второго (март 1965 года) Алексей Леонов вышел в открытый космос.

Китайским Леоновым доверили стать командиру корабля Чжай Чжигану. 27 сентября, в 12.41 по московскому времени, он покинул корабль в скафандре «Фэйтянь» («Небесная фея»). Лю Бомину тоже пришлось переодеваться в скафандр и страховать командира, не высовываясь из разгерметизированного модуля.

Через 15 минут, на пять минут раньше срока, тайконавты вернулись в корабль. Им пришлось это сделать, поскольку поступил сигнал о возгорании на борту «Священной лодки». Правда, сигнал оказался ложным. Как подсчитали китайские журналисты, за это время Чжай Чжиган проделал путь в 9165 км. Кроме того, двумя часами позже космонавты запустили малый спутник слежения, который фотографировал корабль со стороны и остался вместе с основным модулем «Шеньчжоу» на орбите.

Помимо этого на борту провели интересный эксперимент по селекции растений. В космос взяли семена давидии и лириодендрона -- редких деревьев. По мнению ботаников, в условиях космического полета гены растений могут измениться.

[281]

Тайконавты приземлились во Внутренней Монголии почти сутки спустя после выхода в открытый космос. Спускаемый аппарат коснулся Земли в 13.37:40 по московскому времени. Как сообщило агентство Синьхуа, космонавты смогли сами покинуть капсулу.

Китайцы отметили достижение космонавтов сразу несколькими способами. Выпустили традиционные памятные монеты (золотые достоинством 150 юаней и серебряные по 10 юаней), а также почтовые марки. А генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, председатель военного совета Китая Ху Цзиньтао даже создал произведение каллиграфического искусства -- надпись из двух иероглифов «Фэйтянь».

Руководство космической отрасли огласило и дальнейшие планы по освоению околоземного пространства. По словам представителя штаба программы пилотируемой космонавтики КНР Ван Чжаояо, Китай собирается к 2011 году запустить в космос космическую лабораторию и отработать полеты тайконавтов к ней (аналогичные работы проделывали в 1970-х СССР со станциями «Салют» и США со станцией Skylab). В итоге планируется к 2020 году построить постоянно обитаемую орбитальную станцию. Тогда Китай смело может переименоваться из Поднебесной в Наднебесную.

Полная версия