Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Триумфальная и Пушкинская стратегии-31

Несистемная оппозиция разделилась на более и менее несистемную. Организаторы акций «Стратегия-31» провели в Москве два митинга в защиту 31-й статьи Конституции. Одни -- при поддержке полицейских, другие активно им сопротивляясь.

Триумфальная стратегия

Если на дворе 31-е число любого месяца, значит, на Триумфальной площади дежурят отряды полиции и ОМОНа. Так получилось и в четверг – еще до 18:00, когда там должны были собраться защитники 31-й статьи Конституции, стражи порядка оцепили площадь. С учетом забора, огородившего основную часть пространства под памятником Маяковскому, пространства для митинга почти не осталось – только достаточно узкий проход между забором и припаркованными у дороги автозаками.

Обойти площадь по Садовому кольцу тоже было нельзя: установив временные ограды, полиция пропускала только тех, у кого были билеты в театр Моссовета или концертный зал Чайковского.

На выходе из метро оппозиционеров ожидали полицейские с мегафонами и омоновцы (или опоновцы) с дубинками. «Не мешайте свободному проходу граждан!», -- старательно кричали сотрудники органов и пытались отогнать журналистов, стоящих по краям тротуара.

Полиция, изменив название, изменила и стратегию действий. Если раньше милиционеры сперва забирали зачинщиков, а уже в конце митинга проводили окончательную зачистку площади (то есть, стройными рядами вытесняли людей), то сейчас было решено начать с зачистки.

Взявшись за руки, омоновцы начали вытеснять всех присутствующих вдоль Тверской к противоположной части площади. В толпе оказались как сторонники акции в защиту 31-й статьи Конституции, так и простые прохожие. Поэтому с разных сторон слышались то ностальгические воспоминания о диссидентском движении времен СССР, то предложения «настучать митингующим по голове», чтобы они успокоились.

Подведя толпу к подземному переходу, омоновцы стали загонять людей в переход. Первыми с Триумфальной выгнали главных подрывателей режима – журналистов. Окруженная омоновцами толпа, из которой во все стороны торчали фотоаппараты и видеокамеры, под натиском правоохранителей скрылась в переходе. Переправив таким образом часть сотрудников СМИ на другую сторону Тверской, больше в переход милиционеры старались их не пускать.

На площади полиция продолжала отправлять новоприбывших оппозиционеров, журналистов и прохожих в переход. Со стороны это выглядело странно – сотрудники омона, взявшись за руки, перекрывали весь тротуар и создавали толпу, а полицейский с мегафоном монотонным голосом повторял: «Граждане, не толпитесь, не мешайте проходу других граждан». Смысловое противоречие в этой ситуации заметили стоящие перед оцеплением прохожие и возмутились: в такой глупой ситуации виновато государство, решили они. Так простые люди на Триумфальной площади в четверг превратились в потенциальных оппозиционеров.

Благообразного вида бабушки в этот момент интересовались у окружающих, где же проходит митинг. Словам о том, что он на Пушкинской площади, они не верили: «Ну как же, всегда здесь был». Одна из пенсионерок даже не постеснялась спросить у полицейского, но он ее разочаровал, сообщив, что митинг отменился, так как все организаторы уехали на дачу.

В конце концов акция все-таки началась. В 18:20 на окраине Триумфальной площади собралась толпа, слаженно скандирующая лозунги: «Путин, Лыжи, Магадан», «Мубарек, Кадаффи, Путин» и традиционное пожелание: «Россия без Путина!». Плакаты у демонстрантов были как ожидаемыми (в защиту 31-й статьи Конституции), так и неожиданными («Сурки – вредители народного хозяйства», например). Особенно активных демонстрантов полицейские арестовывали и тащили в автозаки. По итогам акции таких набралось 54 человека, включая Эдуарда Лимонова (на аналогичной акции в Санкт-Петербурге были задержаны около ста человек, включая Бориса Немцова).

Чтобы придать картине еще больше сюрреализма, с другой стороны дороги бродили люди в буддистских одеждах. Они били в барабаны и напевали буддистскую молитву. К основной части митингующих их не пускали. «Это барабан ненасилия», -- объяснила одна из участниц духовной процессии.

Пушкинская стратегия

То ли «барабан ненасилия» помог, то ли служебные инструкции, но тех демонстрантов, которые шли в сторону Пушкинской площади, не разворачивая при этом плакаты, полицейские не трогали. Более того, у метро сотрудники правоохранительных органов через мегафон объясняли, что митинг на самом деле проходит не здесь, а на Пушкинской.

Там на то же время был назначен митинг разделившихся с Лимоновым организаторов – правозащитников Людмилы Алексеевой и Льва Пономарева. Причем Алексеева официально заявила, что этот митинг – последний в данном формате: «Нельзя же до конца жизни отстаивать одну статью Конституции». Нынешнюю акцию, как и несколько предыдущих, столичные власти санкционировали, и всех желающих выразить протест (таких набралось около полутора сотен плюс примерно столько же журналистов) полиция беспрепятственно пропускала, соблюдая обычные в таких случаях меры безопасности – проход через рамки и досмотр сумок.

Возможно, из-за нового места акция, назначенная на 18:00, началась на час позже. Впускать в сквер стражи порядка начали в начале седьмого. Минут через пятнадцать пришедшие вовремя демонстранты (в основном пожилые) начали роптать. «Получается, и оппозиция нас за баранов держит? Почему никто не выйдет и не объяснит причину задержки? Это организаторы перенесли время или милиция?», -- возмущался один из участников. Но адресовать свои вопросы ему было некому – из организаторов еще никто не подъехал, а люди вокруг знали не больше его самого.

Еще через несколько минут появился человек с заявлением от оргкомитета и зачитал его. Требования освободить политзаключенных, вернуть прямые выборы глав регионов, либерализовать процесс регистрации партий, снизить проходной порог в Госдуму и органы местного самоуправления – все то, что оппозиция декларирует почти на каждом своем мероприятии. Терпеливо выслушав докладчика, народ стал интересоваться у него, когда же все-таки начнется собственно митинг. Мужчина робко оправдывался, ссылаясь на то, что он не организатор, а «только обращение зачитать».

В конце концов, к 19:00 собрались все – и организаторы, и те, кто сначала пришел к Триумфальной площади, а оттуда сотрудниками полиции был направлен по правильному адресу.

Последняя алексеевская «Стратегия-31» прошла мирно. При полном спокойствии правоохранителей собравшиеся вволю накричались «долой Путина», «позор партии жуликов и воров» и «запретить «Единую Россию». Единственным незначительным эксцессом можно считать появление странного мужчины в костюме голубя. По просьбе самих же демонстрантов правоохранители вывели ряженого с территории сквера.

Полная версия