Религия победила искусство в суде
Таганский суд Москвы приговорил организаторов выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова к денежному штрафу. Пока православные хоругвеносцы грозились обжаловать решение суда, искусствоведы радовались, что зря приготовили сумки для поездки в колонию.
Уже за час до начала заседания по делу против организаторов выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова около здания Таганского суда собралась толпа из нескольких десятков человек. Большая часть публики – представители ультраправых или православно-патриотических движений. С подобающим ситуации пафосом они рассказывали журналистам о том, что православие в обиду не дадут.
Мужчина в полосатом костюме, перебиравший белые четки, представился как лидер объединенной православной молодежи Михаил Налимов и заявил, что выставка «Запретное искусство» подталкивала молодежь к радикальным действиям. Воспользовавшись моментом, Налимов заодно рассказал о политической значимости этого процесса. «Мы показываем президенту, что Россия пройдет модернизацию только с опорой на православие и только тогда, когда элита страны будет формироваться из православных», -- заявил Налимов, видимо, планирующий попасть в эту элиту.
Больше всего у здания суда было видно «православных хоругвеносцев» в черных футболках с обнадеживающими надписями «Православие или смерть». Хоругвеносцы были обвешаны значками с двуглавыми орлами, крестами с профилем императора Николая, императорскими коронами.
Лидер движения Леонид Донатович Симонович-Никшич выглядел внушительно – мужчина с двуглавым орлом на головном уборе и седой бородой крепко сжимал массивный деревянный крест с железной окантовкой, предназначенный то ли для духовного воздействия на оппонентов, то ли для физического. Он предупредил, что если «Запретное искусство» будет выставлено в галерее Марата Гельмана (Гельман ранее заявлял, что именно так и поступит, если приговор не будет оправдательным. – Infox.ru), хоругвеносцы разгромят галерею.
По отношению к подсудимым Симонович-Никшич был довольно мягок – по его мнению, Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву необязательно назначать реальный срок заключения -- достаточно публично осудить и выслать их из России. Некоторые его сподвижники придерживаются противоположной точки зрения на этот счет. Один из хоругвеносцев заявил журналистам, что достаточным наказанием для организаторов выставки будет смерть. «Как великая инквизиция сжигала преступников против веры, так и эти люди подлежат смерти… Через сожжение», -- заявил православный.
Пока представители ультраправых движений формулировали журналистам свои политические и духовные взгляды, еще не начавшийся судебный процесс уже приобрел признаки шоу. Из дверей суда выскочили два судебных пристава, которые вели вырывающегося молодого человека. «Там тараканы в суде, -- кричал молодой человек, -- полторы тысячи тараканов. Мадагаскарских, венесуэльских. Они следят за этим процессом! Это означает, что у вас в головах тараканы!» Хоругвеносцы тут же признали в человеке одержимого и яростно начали его крестить.
Как выяснилось, молодой человек из арт-группы «Война», которого православные приняли за одержимого, принес в суд коробку с большим количеством крупных тараканов и раскидал их прямо в зале, где должно было состояться оглашение приговора Ерофееву и Самодурову. Художника вывели приставы, а разбираться с тараканами доверили уборщице. «Что ж вы их давите? — шутили приставы, -- их же едят!» «Ага, едят. Вот бы их тому гаду, который их рассыпал, скормить», -- не верила уборщица. Когда с тараканами было покончено, женщина облегченно вздохнула: «Хорошо хоть не скорпионы».
Зал судебных заседаний был до отказа набит журналистами, обычных зрителей в суд даже не пропустили, хотя некоторым хоругвеносцам все же удалось прорваться. Всего в небольшой зал, где даже не было скамеек для зрителей, набралось около сотни человек, причем некоторые журналисты предприимчиво залезли в клетку для осужденных. В таких условиях приговор оглашался около трех часов. После первого часа оглашения судье Светлане Александровой принесли персональный вентилятор.
В ходе оглашения приговора судья вспомнила картины, которые особенно оскорбили чувства верующих. Среди них были изображения Иисуса Христа, рекламирующего кока-колу, на фоне «Макдональдса» или с головой Микки-Мауса. У входа в суд в этот момент можно было наблюдать не менее дикие и сюрреалистичные картины. Двери суда оградили от посторонних, которых было очень много. Более десятка бабушек стояли у ограждения и пели псалмы, чуть поодаль толпились художники, часть из них – с закрученными вверх усами а-ля Сальвадор Дали (среди художников, пришедших поддержать подсудимых, были, в том числе, Артем Лоскутов и Герман Виноградов), а в кустах приговора дожидались хоругвеносцы.
Таганский суд постановил, что подсудимые совершили действия, направленные на возбуждение ненависти, с использованием служебного положения и что экспонаты выставки оскорбили чувства верующих. При этом заключения, на которые опиралась сторона защиты, были признаны частным мнением.
Суд признал организаторов выставки Самодурова и Ерофеева виновными по ч. 2 ст. 282 (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение человеческого достоинства с использованием своего служебного положения). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Судья Александрова учла, что подсудимые не представляют общественной опасности и нет необходимости в их изоляции («Yes!» – слаженным шепотом пронеслось по залу). Судья назначила подсудимым наказание в виде штрафа: Юрий Самодуров должен выплатить 200 тысяч рублей, Андрей Ерофеев – 150 тысяч рублей.
На этом судебная история для организаторов выставки, возможно, не закончится. Лидер «Народного собора» Олег Кассин, выступивший истцом по этому делу, сообщил, что решением суда недоволен, но будет ли его обжаловать, пока не знает. Кассин добавил, что планирует подать в прокуратуру новое заявление на Самодурова и Ерофеева в связи с той же выставкой, но по статье «Хулиганство». Зато желание обжаловать решение суда выразил лидер хоругвеносцев Симонович-Никшич, который пообещал добиться для организаторов выставки трех лет лишения свободы.
О желании обжаловать решение суда объявили и подсудимые. Хотя нынешним приговором они остались довольны -- Юрий Самодуров особенно радовался тому, что ему не придется воспользоваться сумкой, специально приготовленной для поездки в колонию.
У выхода из зала суда подсудимых ждала целая толпа. Одна часть -- хоругвеносцы, недавно молившиеся бабушки и неустановленные лица в военной одежде – слаженно и громко кричали: «Позор!» Сразу за ними другая часть -- художники, правозащитники и представители несистемной оппозиции более тихо кричали: «Свободу!» -- и дарили подсудимым цветы. Между этими группами не раз возникали резкие споры, но до столкновений дело не дошло.