Москва
3 января ‘25
Пятница

Верховный суд защитил потерпевших постановлением

Верховный суд расширил перечень прав потерпевших в уголовном процессе. По мнению экспертов, подобное постановление надо было вынести давно. Но даже его недостаточно, чтобы исправить перекос российской судебной системы в сторону прав обвиняемых.

Верховный суд (ВС) разъяснил, как обращаться с потерпевшими. Пленум ВС вынес постановление о практике применения норм, регулирующих участие потерпевшего в уголовном процессе. Этот документ отменил предыдущее постановление высшей судебной инстанции, которое было вынесено в 1985 году.

По словам советника председателя Конституционного суда Владимира Овчинского, необходимость принять новое постановление по правам потерпевших назрела давно. «С предыдущего постановления прошло 25 лет, у нас совершенно другие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, другая ситуация в обществе. Когда в 2003 году был принят новый УПК, в нем был допущен серьезный перекос в сторону защиты прав подсудимых. Права потерпевших были очень размыты и в меньшей степени учитывались», -- заявил Овчинский. По мнению Ольги Костиной, лидера правозащитного движения «Сопротивление», занимающегося защитой прав потерпевших, в России действительно сложилась ситуация, когда отношение к потерпевшему зачастую хуже, чем к преступнику. «У нас потерпевший в лучшем случае инструмент доказательной базы. А гособвинители не убеждены, что должны отстаивать интересы жертвы, они отстаивают интересы государства», -- считает Костина.

Новое постановление напоминает судьям, что главная цель уголовного судопроизводства -- защита прав потерпевших. Признание человека потерпевшим осуществляется следователем или судом, хотя, по словам Ольги Костиной, в мировой практике человек считается потерпевшим по собственному заявлению с момента возбуждения уголовного дела. Верховный суд напомнил, что отказ следователя признать человека потерпевшим может быть обжалован в досудебном порядке. Решение суда о снятии статуса потерпевшего также может быть обжаловано безотлагательно, до вынесения приговора.

По словам юриста движения «Сопротивления» Матвея Гончарова, постановление расширяет перечень прав потерпевших. В документе, в частности, указывается, что не только один, а несколько близких родственников жертвы преступления могут быть признаны потерпевшим -- раньше такого положения в законодательстве не было.

Другое нововведение касается личных данных потерпевших -- в постановлении указано, что при публикации решения суда они скрываются. По словам Гончарова, это положительно скажется на психологическом состоянии потерпевшего. Другим важным пунктом постановления утверждается, что издержки потерпевшего на судопроизводство могут покрываться из средств федерального бюджета, когда нет возможности взыскать их с обвиняемых. «Речь идет о том, что потерпевшей стороне в любом случае компенсируются издержки. Это очень важно», -- объяснил Матвей Гончаров.

Одна из проблем потерпевших связана с предоставлением юридических услуг. По закону бесплатная помощь адвоката в России предоставляется только подсудимому, потерпевшие же вынуждены сами искать средства для защиты собственных интересов. По словам Ольги Костиной, такая ситуация противоположна мировой практике. «В разных странах это решается по-разному. Где-то идет частичная компенсация за счет государства, где-то это какие-то благотворительные усилия, -- объясняет Костина. -- В Германии, например, считается, что прав у потерпевших должно быть больше, чем у обвиняемых». В постановлении Верховного суда о бесплатной юридической помощи не говорится, но объясняется, что представителем может выступить не только адвокат, но и любое лицо, которое, по мнению потерпевшего, может оказать ему квалифицированную юридическую помощь. «Раньше ведь ничего нельзя было оказывать потерпевшим. А сейчас разрешено все, закреплено в постановлении пленума», -- объяснил суть изменений Владимир Овчинский.

По словам Ольги Костиной, по нынешнему законодательству потерпевший ставится в неравные условия с обвиняемым еще и потому, что доступ к материалам дела он получает только после окончания следствия. Эта ситуация также расходится с мировой практикой, в которой потерпевший ставится в более выгодные условия, чем обвиняемый. «А у нас все карты даются обвиняемому, чтобы он мог подготовиться к процессу и оказать возможное давление на потерпевшего», -- заявила Костина. В новом постановлении пленума ВС разъясняется, что потерпевший имеет доступ ко всем материалам следствия кроме тех, которые составляют следственную тайну, и напоминается, что потерпевший имеет равные права с другими участниками судопроизводства.

Постановление Верховного суда объясняет, каким образом устанавливается размер компенсаций для потерпевших. Размер вреда должен компенсироваться с учетом цен на момент вынесения решения, кроме того, должен учитываться характер физических и нравственных страданий, причиненных потерпевшему. Согласно постановлению пленума, ходатайство о применении мер безопасности для потерпевшего может быть заявлено в любой момент, и решение по нему должно выноситься с учетом мнения потерпевшего.

В постановлении напоминается, что председательствующий должен сообщать потерпевшему о дате, времени и месте проведения судебного заседания. Форма уведомления не уточняется. При этом указывается, что, если потерпевший не является в суд для дачи показаний, он может быть подвержен принудительному приводу или денежному взысканию. Ольга Костина, которая сама была потерпевшей в уголовном процессе, рассказала, как ее извещали о судебном заседании: «По своему опыту могу сказать, что организация приглашения потерпевшего в суд безобразная и издевательская. Могут позвонить сегодня в 9 вечера и сказать, чтобы вы явились завтра в 9 утра. Если вы не явитесь, вам скажут, что на третий раз за вами придет милиция».

Но в целом, по мнению Овчинского, постановление Верховного суда -- хорошее и правильное. Хотя одного этого документа для полного обеспечения прав потерпевших недостаточно, требуется также внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. «Вопросы кардинально не решены, но сделан большой шаг вперед, -- заявил Овчинский. -- До этого было вообще белое пятно, просто полный провал по правам потерпевших. Есть решения Конституционного суда, разбросанные по времени и пространству, Верховный суд собрал их все и выдал единый документ. Это очень хорошо на данном этапе».

Полная версия