Москва
3 января ‘25
Пятница

Генплан вышел в суды и на улицы

Проект генплана Москвы вызывает много протестов со стороны общественности. Несогласие со стратегическим планом застройки города выражается в уличных акциях, судебных исках и скандалах на общественных слушаниях. Противники проекта заявляют, что он опасен не только для исторического облика Москвы, но и для жизни москвичей. Столичные законодатели не понимают, почему генплан вызывает только истерику и где конструктивный диалог.

Проект генплана развития столицы на ближайшие 15 лет уже прошел два чтения в столичном парламенте. Третье – окончательное, по прогнозам депутатов, должно состояться до конца апреля. Дата рассмотрения зависит от того, когда Москомархитектура как главный редактор проекта внесет документ в Мосгордуму. Через неделю после этого будет проведено третье чтение. По словам депутата МГД от КПРФ Андрея Клычкова, произойдет это точно не на ближайшей неделе, возможно – на следующей.

Проект генплана вызвал неоднозначную реакцию общественности. Члены Общественной палаты назвали документ «смертным приговором городу», а его обсуждение в ОП РФ совместно с председателем Мосгордумы Владимиром Платоновым и главным архитектором Москвы Александром Кузьминым закончилось резкими выпадами в адрес московских чиновников, после которых последние демонстративно покинули зал. Впоследствии пресс-служба ОП РФ направила официальные извинения московским властям, но те заявили, что сотрудничать с палатой больше не собираются.

Другие общественные организации борются с планами московских властей на застройку столицы по-своему: с помощью митингов и акций протеста. Последнюю акцию движение «Московский совет» провело в начале этой недели на Чистопрудном бульваре. На митинг собралось более 300 человек (больше, чем предполагали организаторы) из разных общественных и политических движений. По словам координатора «Московского совета» Сергея Удальцова, если столичные власти, несмотря на протесты общественности, все же решат утвердить генплан, то он в день проведения третьего чтения соберет людей пикетировать Мосгордуму.

Генплан и москвичи

По закону генплан Москвы должен согласовываться с жителями города. Публичные слушания по проекту генерального плана московское правительство проводило в августе прошлого года. По информации московских властей, слушания посетили около 29 тыс. москвичей, отрицательно отнеслись к генплану только 5% из них.

Однако, по словам представителей общественных движений, к процедуре публичных слушаний есть масса нареканий. Время, выбранное для обсуждения генплана, пришлось на месяц отпусков, когда многих москвичей не было в столице. По словам Сергея Удальцова, информирование о слушаниях было крайне слабым, так что многие горожане даже не знали об их проведении. Удальцов рассказал, как происходили публичные слушания в его районе: «Из многотысячного района, в котором проживает приблизительно 200 тыс. человек, пришли только сто человек, причем половина из них – это были сотрудники управы и ДЭЗов».

Кроме того, по словам Удальцова, материалы по генплану, которые были представлены на публичных слушаниях, были слишком сложными и понятными только специалистам. Поэтому противники проекта настаивают на проведении новых общественных слушаний.

Опасный проект

Борьба с планами московских властей на застройку столицы проходит и в московских судах. В Тверской районный суд было подано две жалобы от разных групп граждан. Претензии в исках похожие: документ, утверждают заявители, не прошел ряда обязательных экспертиз – экологическую, гидрогеологическую, историко-культурную и экспертизу МЧС. Игнорирование этих процедур, по их мнению, может сделать жизнь в Москве опасной. «Существует закон об экологической экспертизе, -- объяснил заявитель одного из исков независимый юрист Юрий Падалко, -- если документ ее не проходит, работает презумпция экологической опасности, то есть опасности для жизни и здоровья москвичей».

Генплан, по мнению юриста, хранит в себе еще одну серьезную угрозу. «В проекте запланировано строительство возле пожароопасных объектов других объектов, что категорически запрещено. Речь идет о Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне и промзоне Чагино. Возникает опасность взрыва, причем очень серьезного. При этом заключения МЧС Москвы на проект генплана нет», -- заявил юрист.

По словам заявителей исков Сергея Удальцова и Юрия Падалко, прежде чем обратиться в суд, они направляли свои замечания московским властям, в том числе в виде досудебной жалобы, но ответов или не получали, или получили неполные, хотя это противоречит градостроительному кодексу Москвы. На данный момент Тверской суд отказал в удовлетворении иска, поданного Юрием Падалко. Юрист на этом останавливаться не собирается и планирует подать новую жалобу на генплан в другой московский суд.

Удальцов на удовлетворение своего иска тоже не надеется. «Мы не обольщаемся, что решение будет принято в нашу пользу, но готовы, если нам откажут, идти в другие инстанции, в случае чего дойдем до Страсбургского суда, поскольку принятие генплана нарушает права москвичей», -- заявил координатор «Московского совета». По его словам, третьим чтением в Мосгордуме суды с генпланом не закончатся – многие москвичи собираются подавать иски в случае принятия документа.

Истерика, но не диалог

По мнению депутатов Мосгордумы, уличная и судебная активность москвичей мало повлияет на принятие документа. Столичный депутат от КПРФ Андрей Клычков заявил, что «Единую Россию» общественные выступления вряд ли впечатлят. Председатель Мосгордумы от ЕР Владимир Платонов фактически подтвердил его слова, заявив: «Я пока не слышал ничего конструктивного, из-за чего можно было отложить третье чтение».

Фракция КПРФ, которая представлена в столичном парламенте тремя депутатами, выступает с критикой проекта генплана. Но при этом, по мнению Андрея Клычкова, реакция общественности на законопроект, в том числе события в Общественной палате, «больше похожи на истерику, чем на конструктивные предложения». «Ни от Общественной палаты, ни от «Справедливой России», ни от «Московского совета» мы не получили ни одной поправки к генеральному плану. Но при этом мы видим с их стороны широкую общественную деятельность», -- пояснил свою мысль депутат.

По словам Клычкова, фракция КПРФ внесла в проект генплана 325 поправок ко второму чтению и 403 – к третьему. Часть из них была принята. Например, коммунистам удалось изменить назначение территории района Дорогомилово – изначально, согласно генплану, эта зона должна была быть переведена из жилой в офисную, но в результате переговоров с Москомархитектурой было принято решение, что жилые постройки в районе будут сохранены. «Для всех людей, которые не согласны с генпланом, необходимо было не терять время, а вносить конкретные предложения», -- считает Клычков.

Полная версия