Убийство федерального судьи Эдуарда Чувашова -- это вызов власти в рамках существующей борьбы националистов с государством и обществом. Такой версии придерживается большинство опрошенных Infox.ru экспертов. Власть считает, что нужно прежде всего лучше охранять судей.
В понедельник утром в Москве убит федеральный судья Эдуард Чувашов. Убийство, судя по всему, было хорошо спланированным. Преступник подкараулил Чувашова в подъезде его дома и дважды выстрелил – пули попали в грудь и в голову. От полученных ранений Чувашов скончался на месте.
Чувашов в последнее время специализировался на делах о разжигании межнациональной розни. В том числе выносил приговоры участникам банды националистов, которые под руководством Артура Рыно и Павла Скачевского совершили 20 убийств и 12 покушений на убийства в отношении выходцев из Средней Азии. Трех членов банды Чувашов приговорил к максимально возможным срокам. Другое резонансное дело было связано с приговором участникам банды «Белые Волки», которые также обвинялись в убийствах иммигрантов. В феврале этого года Чувашев оправдал троих из 12 подсудимых, остальные получили разные сроки от 6,5 до 23 лет. По данным следствия, все члены банды входили в боевую группировку скинхедов NS/WP.
По делу об убийстве Чувашова в числе прочих проверяется версия о причастности националистических группировок. Если она подтвердится, это будет уже третье громкое убийство националистами общественных и государственных деятелей. Первой жертвой был правозащитник Николай Гиренко. Он занимался антифашистской деятельностью, был экспертом в российских судах по делам, связанным с преступлениями на почве национальной розни, в том числе готовил дело против РНЕ. Его убили в 2004 году, причем за неделю до убийства один из националистических сайтов опубликовал смертный приговор правозащитнику. Впоследствии по этому делу был арестован руководитель банды националистов, но до суда дело пока не дошло.
В начале 2009 года был убит Станислав Маркелов. Адвокат и правозащитник участвовал в рассмотрении ряда громких дел, например, дела Буданова (защищал семью Эльзы Кунгаевой), дела о массовом избиении в Благовещенске (представлял интересы потерпевших) и о теракте на Дубровке (защищал Яху Несерхоеву, которая подозревалась в пособничестве террористам, но потом была признана потерпевшей). По делу о его убийстве арестованы члены националистических группировок Никита Тихонов и Евгения Хасис.
Война объявлена
По мнению замдиректора специализирующегося на борьбе с ксенофобией правозащитного центра «Сова» Галины Кожевниковой, убийства укладываются в план националистов по переходу к антигосударственному террору на пути достижения «белой революции». Эта концепция появилась в 2008 году, и ее поддержали наиболее активные группировки националистов, практикующие насилие. Убийства политических, общественных и государственных деятелей были объявлены более приоритетными для националистов, так как такие преступления вызывают общественный резонанс, показывают уязвимость государственной системы и лучше работают для целей пропаганды. «Мне тоже угрожали, -- рассказала правозащитница. -- В прошлом году я получила письмо, в котором было прямо написано: они будут убивать журналистов и общественных деятелей, потому что это хорошо для пиара».
Похожее мнение озвучил правозащитник Александр Брод. По его словам, в последнее время националисты чаще заявляют о себе, запугивая судей, прокуроров и милицию – забрасывают бутылками с зажигательной смесью отделение РУВД, размещают на своих сайтах списки «врагов» -- в том числе судей и прокуроров, посылают им устрашающие письма и призывают к расправе над ними. Удастся ли таким способом запугать судейское сообщество, сказать сложно, но правозащитник вспомнил, что после убийства Николая Гиренко возникли проблемы по привлечению экспертов к судам против националистов, так как экспертное сообщество стало бояться участвовать в них.
Однако цель националистов, может быть, в давлении даже не на судей, а на руководство страны. «По статистике в прошлом году было совершено меньше преступлений против иммигрантов, чем в предыдущие годы. Теперь националистам мало просто нападать на «чужаков» и представителей национальных меньшинств. Резонансными преступлениями они заявляют о себе как о политической силе с прицелом на присутствие во власти. Это своеобразный торг с властью, заявка, что они представляют реальную силу и с ними надо считаться», -- считает Александр Брод.
Реакция властей
Многие эксперты сходятся во мнении, что убийство федерального судьи – это вызов власти. Об этом в разговоре с корреспондентом Infox.ru сказали и Александр Брод, и председатель комитета Госдумы по гражданскому и уголовному законодательству Павел Крашенинников.
При этом некоторые политологи считают, что власти не вели жесткой борьбы с националистами и даже согласовывали некоторые из действия. «Наши власти время от времени потворствовали росту националистических настроений и любили разыгрывать патриотическую карту, поэтому как результат националистические группировки в России чувствуют себя весьма вольготно. Некоторые из этих групп просто обнаглели и не думают, что власти собираются каким-то образом сдерживать их деятельность», -- считает директор Центра региональных исследований Ростислав Туровский.
Галина Кожевникова считает, что терпимость власти к националистическим движениям была связана с лояльностью самих движений к властям. Но в последнее время ультраправая среда радикализуется, и у ее представителей уже не получается лавировать между склонными к насилию активистами и политической лояльностью. В результате они начали критиковать власть, лишив себя государственной поддержки. «Отношение властей к ним сейчас достаточно жесткое и последовательное», -- заявила Кожевникова.
Депутаты Госдумы не видят необходимости оперативно ужесточать законодательство в отношении националистов. Первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Максим Рохмистров пояснил, что в отношении националистов и так предусмотрены очень суровые наказания, так что ужесточать их нет смысла. Сейчас надо прежде всего подумать, как обеспечить безопасность судей, рассматривающих громкие уголовные дела, добавил Павел Крашенинников, и создать строчку в бюджете для этой работы.
Месть всей судебной системе
Впрочем, не все согласны с националистической версией убийства Чувашова. Лидер ДПНИ Александр Белов предположил, что убийство может быть реакцией на несправедливость судебной системы. «Европейский суд завален исками российских граждан на незаконные приговоры российских судов. У людей нет возможности доказать свою правоту и невиновность законным способом. То есть другого варианта, кроме как пойти и застрелить, в России нет. Это тенденция идет с Кавказа, где за неимением других вариантов остается только убийство. Так называемыми убийцами могут быть кто угодно, в том числе и националисты», -- считает Белов.
Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский предположил, что убийство имеет коммерческую подоплеку и связано с одним из дел, которые вел Чувашов. «А то, что в убийстве сразу пытаются обвинить нацистов, причем через несколько часов после преступления, говорит об изначальной заданности следствия и о желании власти выставить нацистов сейчас рупором, который отвлек бы внимание от некоторых других резонансных преступлений, в частности взрывов в московском метро», -- считает Белковский.