Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Прокурор требует оставить Ходорковского под стражей

17 февраля истекает трехмесячный срок содержания под стражей подсудимых Ходорковского и Лебедева. Прокуроры заявили уже традиционное ходатайство о продлении срока содержания под стражей, объяснив, что в противном случае подсудимые продолжат совершать преступления.

Во вторник на заседании по делу против Ходорковского и Лебедева прокуроры заявили ходатайство о продлении подсудимым срока содержания под стражей. В этом деле это уже четвертое подобное ходатайство -- прокуроры заявляют их каждые три месяца, когда срок содержания под стражей, установленный судом, истекает. В этот раз ходатайство мало чем отличалось от предыдущих по содержанию и по форме. Прокурор Лахтин заявил устное ходатайство, но читал его по бумажке, которую потом передал секретарю для занесения в протокол. Как и раньше, давать эту же бумагу для ознакомления адвокатам Лахтин не захотел, поэтому защитники терпеливо согласились подождать, пока текст ходатайства будет занесен в протокол судебного заседания, после чего этот протокол им предоставят.

В своем ходатайстве прокурор Лахтин напомнил, что подсудимые обвиняются в хищении акций дочерних компаний ВНК, легализации похищенных акций на сумму 3 млрд руб., присвоении нефти «дочек» ЮКОСа и легализации средств от продажи этой нефти. По словам прокурора, все эти преступления совершались «умышленно, с использованием служебного положения, организованной группой». Эти преступления, заявил Лахтин, квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие. Прокурор также добавил, что состояние здоровья подсудимых позволяет содержать их в следственном изоляторе.

Основание для продления срока содержания под стражей, по мнению прокурора, состоит в том, что Ходорковский и Лебедев представляют общественную опасность, в случае освобождения они продолжат осуществлять преступную деятельность и смогут влиять на свидетелей. В доказательство своего утверждения прокурор сослался на показания некоторых свидетелей. В частности, свидетель Рыбин заявлял, что для него очевидно: Ходорковский совершил хищение нефти. Кроме того, он сослался на показания свидетеля Карасевой, которая рассказывала, что Ходорковский и Невзлин оплачивали ее проживание за границей, а также угрожали ей и склоняли давать заведомо ложные показания.

Вспомнил прокурор и о противоречивых показаниях Голубовича. Правда, Лахтин ссылался не на те показания, которые были оглашены в суде, а на те, которые были даны на предварительном следствии, во время допроса от 4 сентября 2007 года. На нем Голубович говорил, что Ходорковский и Невзлин советовали ему уехать в Великобританию, потому что боялись, что он даст показания против них. Кроме того, на этом допросе Голубович отмечал, что, по словам Ходорковского, рассмотрение первого уголовного дела находилось под контролем службы безопасности ЮКОСа. Эти слова Голубович воспринял как угрозу.

«Имеются доказательства, -- подытожил Лахтин, -- что Ходорковский и Лебедев, оказавшись на свободе, могут сбежать из России, продолжить заниматься преступной деятельностью, противодействовать расследованию уголовного дела и поиску соучастников, склонять свидетелей давать заведомо ложные показания».

По мнению прокуроров, обращение компании ЮКОС в Страсбургский суд по правам человека тоже можно квалифицировать как противодействие следствию. «На рассмотрение в Страсбургский суд поступил иск компании «ЮКОС Интернешнл ЮК» на $100 млрд. Иск подал Брюс Мизамор. Это сделано для того, чтоб оказать давление на Россию, чтобы второе уголовное дело против Ходорковского и Лебедева было закончено», -- объяснил Лахтин.

В общем-то и обвинению, и защите понятно, что снятие с подсудимых меры пресечения в виде содержания под стражей не приведет к их фактическому освобождению. Ходорковский и Лебедев на данный момент отбывают наказание по первому делу, и для них мера пресечения означает только перевод на другие условия содержания -- в колонии они более мягкие, чем в СИЗО. Так что заявления прокурора об общественной опасности подсудимых, видимо, означают, что преступления они смогут совершать и находясь в тюрьме.

Прокурор в своем ходатайстве, в частности, говорил, что подсудимые, освободившись из-под стражи, смогут препятствовать расследованию уголовного дела № 184103. Что это за уголовное дело, в отношении каких лиц оно ведется и на каких основаниях, защите неизвестно. Хотя ведется оно очень давно. «Это уголовное дело существовало еще до того, как началось расследование первого дела против Ходорковского и Лебедева. Мы неоднократно просили показать нам это дело, но всегда получали отказ», -- заявила адвокат Ходорковского Наталья Терехова. Свои возражения на ходатайство прокуроров защита представит в четверг.

Полная версия