Москва
3 января ‘25
Пятница

Евросоюз: структура новая – отношения старые

Выборы первого президента Евросоюза не приведут к заметным изменениям как в политике самого ЕС, так и в отношениях с Россией. Избранный Херман ван Ромпей -- фигура компромиссная, а для России и вовсе нейтральная. Тем не менее, как считают российские политики, работать с единым европейским лидером на протяжении двух с половиной лет будет проще.

Выборы первого президента ЕС не приведут к заметным изменениям как в политике самого Евросоюза, так и в отношениях с Россией, уверены эксперты. Политики уверены, что работать с единым лидером на протяжении двух с половиной лет будет проще.

Реформа Евросоюза в соответствии с лиссабонским соглашением проводится, но очень аккуратно. В четверг избран президент союза. Им стал бельгийский премьер-министр Херман ван Ромпей -- малоизвестный политик на мировой арене. В Бельгии на посту премьер-министра ему удалось примирить фламандскую и валлонскую общины. На посту президента Евросоюза задачи у ван Ромпея будут похожими: помогать договариваться лидерам 27 стран.

Ранее председателями Евросоюза поочередно являлись лидеры стран-участников -- они менялись каждые шесть месяцев. Срок президентства в ЕС сравнительно дольше -- он составляет 2,5 года, после которых политика могут выбрать еще один раз.

По мнению председателя комитета Госдумы по международной политике Константина Косачева, выбор Хермана ван Ромпея говорит о том, что члены Евросоюза не хотят резких нововведений, а наоборот, проводят очень осторожный эксперимент. «Изменения могли бы быть, если бы это был более мощный, авторитетный, инициативный лидер. В данном случае очевидно, что речь идет о компромиссе, -- считает Косачев. -- Это компромиссная фигура. Скорее координатор, чем лидер. Политика Евросоюза будет по-прежнему коллективной, а не индивидуальной». По мнению собеседника Infox.ru, последующие лидеры союза могут быть более персонифицированы, но пока члены ЕС всего лишь проверяют, как заработает реформа.

С этим мнением согласен заместитель директора по научной работе Института Европы РАН Валентин Федоров. Он считает, что новый лидер союза не будет обладать реальной властью. «Ван Ромпей сам будет ограничен в принятии решений. Он всего лишь посредник. Позицию, которую он будет высказывать, придется согласовывать со всеми 27 государствами Евросоюза, иначе немедленно последует протест», -- объяснил эксперт.

На российско-европейские отношения, уверены эксперты, выбор нового президента ЕС и вовсе не повлияет. «Личность президента Евросоюза для России нейтральна. Россия будет иметь дело в первую очередь с министром иностранных дел ЕС, а не с президентом», -- объяснил председатель Центра политических исследований Борис Макаренко.

Министра иностранных дел члены ЕС также выбрали в четверг. Им стала британская баронесса Кэтрин Эштон. Она, как и ван Ромпей, не является широко известным политиком на мировой арене. По мнению Константина Косачева, выбор Эштон -- тоже компромисс. «Это жест в сторону Великобритании, которая традиционно занимает скептическую позицию по отношению к ЕС», -- считает депутат Госдумы.

Борис Макаренко в свою очередь охарактеризовал Кэтрин Эштон как человека с «гибкой политической карьерой». Она была представителем лейбористской партии в палате лордов, участвовала в кампании за ядерное разоружение, работала в неправительственном секторе, напомнил эксперт. «С таким человеком будет интересно иметь дело», -- подытожил Макаренко.

Но в целом замена одного человека на другого в Евросоюзе совершенно не означает каких-либо изменений в политике, считает политолог. «Согласованность действий в ЕС достаточно высока и мало зависит от личности», -- объяснил Макаренко.

Хотя некоторые перемены в российско-европейских отношениях последуют. «Для нас реформа ЕС скорее благо, потому что в любом случае удобней работать с понятным, прозрачным, предсказуемым партнером», -- заявил Константин Косачев. Такой же точки зрения придерживается его заместитель по думскому комитету Андрей Климов. «В некотором смысле реформа ЕС упростит наши отношения, -- заявил политик. -- Раньше председатель менялся каждые шесть месяцев, а теперь человек назначен на 2,5 года, и можно будет реализовывать какие-то долгосрочные проекты».

Полная версия