Будущее России застряло в прошлом
Проблемы внешней политики России заключаются в том, что она «застряла в прошлом». Конструктивному общению с соседями мешают имперские амбиции, с бывшими противниками -- обида за проигрыш. Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов объяснил Infox.ru, почему у России не получается участвовать в международной «дружбе».
У России нет друзей, но хуже всего то, что у нее нет постоянных союзников во внешней политике, уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Причем проблема не в отсутствии взаимных интересов -- они-то как раз есть, считает эксперт. «Возьмем, например, европейские страны: они зависят от нашей энергетики, мы зависим от их денег, а диалог все же не получается. Примерно так же ситуация обстоит с бывшими советскими республиками», -- заявил Лукьянов. Проблема, по его мнению, заключается в том, что Россия сама никак не может выбрать направление своей внешней политики, не может решить, как позиционировать себя в мире и на постсоветском пространстве.
Ветреные соседи
«Страны СНГ все очень слабые. Они все борются за выживание. Они вынуждены постоянно маневрировать, искать источники для подкрепления себя -- экономические, политические и ресурсные. Поэтому они всегда будут метаться то туда, то сюда, не будут надежными партнерами», -- уверен Федор Лукьянов. Россия в свою очередь могла бы вести себя с бывшими соседями умнее, чем делает это сейчас. По словам Лукьянова, Россия, вместо того чтобы исполнять роль доброго покровителя, ставит себя на один уровень со странами СНГ, вступает с ними в ссоры и конфликты. «Из-за этого притягательные силы России оказываются для этих стран менее значимыми, чем притягательные силы Евросоюза», -- заключил Лукьянов.
Лояльность, недорого
Несколько иная ситуация складывается с Белоруссией, партнером России по Союзному государству. По мнению Федора Лукьянова, единственная цель белорусского лидера Александра Лукашенко заключается в сохранении личной власти. Он не может выбрать направление внешней политики, потому что любые союзы ограничат его влияние. Более плотная экономическая и политическая интеграция России и Белоруссии может привести к тому, что Лукашенко потеряет рычаги управления, уверен эксперт. Дружить с Евросоюзом еще опаснее, по мнению Лукьянова, -- Европа никогда не признает авторитарного лидера. «Европа сейчас ведет себя достаточно хитро и цинично, чтобы привлекать таких лидеров и не отпугивать их разговорами о правах человека. Но если эти лидеры клюнут, то в покое их не оставят. Европа -- это единое идеологическое пространство, и она просто не может позволить, чтобы кто-то жил в ней по другим принципам», -- заявил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» в интервью Infox.ru. Такая сложная ситуация заставляет белорусского лидера попеременно «продавать лояльность в обе стороны за экономические преференции». По мнению Лукьянова, с каждым разом такие маневры будут порождать более тяжелые конфликты с обеими сторонами. Но в ближайшем будущем Лукашенко после резкого движения в сторону Запада должен по закону маятника вернуться к России.
С Америкой в прошлое
Проблема в отношениях с Америкой заключается в том, что они прочно застряли прошлом, считает Лукьянов. «Возьмем, например, встречу Медведева и Обамы. На ней обсуждается проблема ядерного разоружения -- эта проблема нашими странами обсуждается уже 30 лет», -- заявил Лукьянов. Для нормального развития отношений надо вырваться из прошлого. «Россия зациклена на проигранном противостоянии с Америкой и совершенно не смотрит вперед», -- считает Лукьянов. Но приоритеты в мире давно изменились. Сейчас для Америки споры XX века отошли на задний план, считает Лукьянов, а на передний вышли отношения с Азией, Латинской Америкой, Африкой. Россия тоже должна начать строить диалог с Америкой по-новому, потому что старая модель отношений себя уже исчерпала. «А если мы начнем понимать, что, будучи соседом бурно растущего Китая, нам придется сдерживать его влияние, США могут рассматриваться совсем по-новому», -- уверен Лукьянов.