Москва
10 января ‘25
Пятница

Трансплантация. Предельный риск. Начало отсчета

В России много фондов, собирающих деньги для лечения и спасения жизни детей, больных раком. Как правило, средства отправляются за границу. Создается впечатление, что лечить онкологических больных, тем более проводить им трансплантации, в нашей стране не умеют. Но это не так.

Ситуацию корреспонденту Infox.ru пояснил профессор Георгий Менткевич: «Если мы говорим о детской онкологии, то 95 процентов страдающих онкологическими заболеваниями, будь то лейкозы или другие опухоли, в трансплантации как методе лечения не нуждаются. 75 процентов из них могут быть вылечены химиотерапией, лучевой терапией, иногда в сочетании с оперативным вмешательством. Именно таких результатов достигают наши врачи в Институте детской онкологии и гематологии. Тем детям, которым трансплантация показана, в подавляющем большинстве она может быть произведена в России». К тому же бесплатно. Это лечение проводят по квотам, выделяемым государством на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Игорь Долгополов«Почему трансплантация считается прогрессивным методом, несмотря на все риски, понять легко. 60-65 процентов полного выздоровления после трансплантации против 10-15 процентов, и то сомнительных, на терапии без трансплантации -- это, согласитесь, аргумент.
В специальном проекте Infox.ru мы рассказываем о лечении ребенка и процедуре трансплантации костного мозга. Риск смертности для нашего пациента столь высок, что скорее всего и в Германии, и в Израиле ему было бы отказано в подобной процедуре. Но другого шанса выздороветь у мальчика нет.

Новый отсчет. Саша. День госпитализации

Пациент Саша Гаврилов поступил на лечение в отделение трансплантации КМ НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н. Н.Блохина. Его риски превышают среднедопустимые. Тем не менее папа согласился, чтобы Infox.ru снимал весь процесс лечения Саши день за днем. «Чтобы люди, в первую очередь те, кому предстоит пройти это, увидели все своими глазами. Потому что отсутствие достоверной информации порождает слишком много слухов и страхов. Я сам прошел через это. После беседы с врачом я не переставая думал: «Боже, как же, если вдруг это случится, я скажу об этом жене?» Сейчас мы настроились не на то, что может случиться страшное, а на то, что нам надо это пройти, потом продержаться еще два годика и забыть болезнь, как страшный сон. Мы с Сашей на это надеемся, мы в это верим».

Анализы Саши Гаврилова в день госпитализации:

Игорь ДолгополовВедущий научный сотрудник, д. м. н., врач-онколог: «Перед началом трансплантации страшно бывает всем -- и врачам, и родителям. Ведь трансплантация костного мозга -- потенциально летальное лечение. При самых идеальных условиях, в любой идеальной стране два процента детей погибают. Два ребенка из ста -- это очень много. И представьте себе состояние родителей, когда они узнают, что могут потерять своего ребенка -- и не когда-то через годы, и то возможно да, а возможно нет, а буквально в течение ближайшего месяца или даже меньше. Конечно, для них это шок. Но они должны об этом знать.
Кровь:

Сашины показатели по сравнению с нормой

Лейкоциты WBC 4,6 10Е 9/L

4,1-10,9 10Е 9/L

Эритроциты RBC 4,36 10Е 12/L

4,2-6,3 10Е 12/L

Гемоглобин HGB 99 g/L

120-180 g/L

Тромбоциты PLT 409 10Е 9/L

140-440 10Е 9/L

Диагноз: лимфома Ходжкина, II Б стадия

Анамнез: болен с 2007 г. Проведена торакотомия (вскрытие грудной клетки) с удалением опухолевого образования размером 20х15х10 см. Проведено 4 курса химиотерапии. В апреле 2008 г. при контрольном обследовании констатированаремиссия (угасание симптомов). В октябре 2008 г. при контрольном обследовании -- отрицательная динамика (ухудшение показателей). В ноябре 2008 г. дальнейшая отрицательная динамика. В ноябре 2008 г. госпитализирован в НИИ детской онкологии и гематологии. Диагностирован ранний рецидив. Проведена противорецидивная химиотерапия.

Тактика: в июне 2009 г. констатирована ремиссия. В связи с симптомами воспаления, ухудшением показателей крови, субфебрильными подъемами температуры на тот момент признано невозможным проведение высокодозной консолидирующей терапии с последующей трансплантацией аутологичных стволовых гемопоэтических клеток. Ребенок был выписан под амбулаторное наблюдение до нормализации показателей крови. После нормализации показателей крови больной поступил в отделение трансплантации костного мозга для прохождения лечения.

Новый проект «Инфокс»

Георгий Людомирович МенткевичПрофессор, д. м. н., заведующий отделением трансплантации костного мозга, действительный член международного Общества детских онкологов (Children’s Oncology Group). Создал первое в России отделение трансплантации костного мозга.
На съемки этапов лечения в отделении трансплантации костного мозга практически невозможно получить разрешение. Для этого нужно согласие и врачей, и пациентов, и родителей больных детей, а также соблюдение строгого охранительного режима учреждения. Здесь журналистов не замечают, и это понятно. Работа врачей отделения трансплантации крайне ответственна и напряженна. Если лечить конкретного ребенка нужно месяц, то весь этот месяц врачи не смогут не только расслабиться, но и просто перевести дыхание. Каждый день для них -- большой экзамен. Врачи отделения трансплантации костного мозга (ТКМ) не имеют права на ошибку. Малейший их просчет становится фатальным, поэтому они работают в режиме постоянной готовности номер один.

Переоблачение. Дезинфекция. Стерильность

Игорь Станиславович ДолгополовД. м. н., ведущий научный сотрудник, член французского Общества детских онкологов (Société Française d'Oncologie Pédiatrique). Окончил Первый медицинский институт, стажировался на медицинском факультете университета г. Руан (Франция), в Детском госпитале Лос-Анджелеса по проведению метода трансплантации костного мозга, в госпитале Тюбингена (Германия) по клеточным технологиям.
Получив разрешение, мы готовы впервые войти в «святая святых». Камера и штатив тщательно протерты дезинфицирующим раствором. Нам выдают стерильный халат, шапочку, маску -- все из запечатанного вакуумного пакета. Переобуваемся перед входом в отделение. Здесь меняют обувь даже врачи. Так был преодолен первый заградительный для инфекций кордон.

Первые впечатления

Как-то в газете «Коммерсантъ» эквилибрист слова журналист Валерий Панюшкин впервые описал трансплантацию костного мозга у детей. Прочитанное подействовало как катарсис. Подумалось: вот если бы люди хоть раз увидели это, в мире не осталось бы зла. Так родилась идея снять это на видеопленку, день за днем фиксируя происходящее. Из текста статьи в память врезались не слова, а образы -- из капельницы, капля за каплей, яд входит в ребенка. Полная изоляция, стеклянный бокс, как стеклянный склеп.

Все это вспомнилось перед дверью, на которой прикреплен листок белой бумаги А4 в обычном прозрачном файле «Отделение трансплантации костного мозга». Ноги тут же стали ватными. Неужели за этой дверью и есть юдоль печали, скорби и вздохов? Дверь приоткрылась, медсестра выкатила тележку, отправляясь за завтраком для пациентов. Донесся шум веселой возни -- похоже, мама и малыш весело играют в мяч. Смех чистый и высокий, ребенок заходится от радости. И где -- в отделении трансплантации КМ Института детской онкологии и гематологии. Позже Ира, мама пациента Миши, рассказала о том, как однажды какой-то незнакомый человек, заглянув в отделение во время «сеанса смехотерапии» (хотя на двери строгое предупреждение «Не входить»), сказал с некоторым упреком: «Вы что?! В таком отделении и смеетесь!» Ира ответила: «Ну не плакать же». А про себя подумала, что сегодня опять полночи прорыдает, прежде чем заснуть.

[v5] В отделении трансплантации не плачут ни родители, ни врачи. Право на капризы есть только у маленьких пациентов.

Огромное спасибо

Infox.ru благодарит коллектив отделения ТКМ НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н. Н.Блохина -- за согласие на сотрудничество и помощь, за героический труд в области детской онкологии и трансплантологии. Особая признательность нашим героям -- Саше Гаврилову и папе Андрею, неотлучно поддерживающему сына в клинике, и маме, которая осталась дома с младшим ребенком. Спасибо им большое, что они приняли нас как друзей. Мы благодарим всех пациентов и их родителей, проходивших лечение в отделении ТКМ и терпевших наше каждодневное присутствие. Мы выполнили данное им обещание не снимать ни родителей, ни детей. Хотя некоторые настолько привыкли к нам, что тянулись к видеокамере как к игрушке.

Это первая серия документального проекта Infox.ru «Трансплантация. Предельный риск»Все материалы проекта:1. «Трансплантация. Предельный риск. Начало отсчета» 2. «Трансплантация. Предельный риск. Начало химиотерапии» 3. «Трансплантация. Предельный риск. Конец химиотерапии»4. «Трансплантация. Предельный риск. День стволовых клеток»5. «Трансплантация. Предельный риск. Самый опасный период» 6. «Трансплантация. Предельный риск. Полная изоляция» 7. «Трансплантация. Предельный риск. Восстановление лейкоцитов»8. «Трансплантация. Предельный риск. Опасность позади»9. «Трансплантация. Предельный риск. День выписки»

Следующую серию смотрите в пятницу, 4-го декабря, в 12.00.

Полная версия