Родители, часто не задумываясь, перекладывают на ребенка свои неудовлетворенные амбиции. А он, желая угодить старшим, старается изо всех сил. Детская психика, не справляясь с такой задачей, выдает протест в виде болезней.Так, например, гипертония у ребенка чревата риском инсульта во взрослом возрасте.
От неправильного обучения в школе у детей может повышаться давление. А детская гипертония, о которой даже не догадываются родители, чревата риском инсульта в старшем возрасте.
Вот уже пять лет проводится исследовательская программа «Информационное пространство и здоровье школьников». Она заключается в мониторинге психологического и физического состояния школьников. Совместный проект Академии наук, Академии медицинских наук и Академии образования впервые поставил задачу выяснить, насколько с психоэмоциальной точки зрения детям комфортно или не комфортно в школе. То есть насколько школа провоцирует стресс у детей. Стрессовые показатели сравнивают со статистикой соматических заболеваний. В эксперименте задействовано нескольких общеобразовательных школ Москвы и Иркутска.
Уже получены очень интересные результаты. Впервые было выявлено то, что у наших детей школа вызывает повышение артериального давления. В начале и в конце учебного года детям измеряли давление. Первоначально показатели у большинства учеников соответствуют средней норме 90/60. К концу учебы в группе школьников начиная с 10-11 лет регистрировали повышенное артериальное давление. Больше всего гипертоников было выявлено среди старших подростков пубертатного периода. Но после летних каникул, к началу следующего учебного года, как оказалось, показатели нормализовались. Хотя и не у всех детей. Части детей (примерно 5% из числа обследуемых) ставили диагноз гипертония.
Давление в жизни
У новорожденного средние показатели артериального давления составляют 80/50 мм рт. ст. Ребенок растет, и постепенно этот показатель увеличивается, и так до 120/80 мм рт. ст. в среднем у взрослых. Показатели артериального давления у детей по возрастам приводит Ассоциация содействия развитию медицины. По их данным, у детей 8-10 лет нормы систолического давления составляют 76-99 мм рт. ст. и диастолического -- 43-61 мм рт. ст., потом в группе 11-13 лет соответственно 83-108/45-65. У молодых людей от 14 до 17 лет артериальное давление в пределах 90-117/50-70. Усредненный показатель 90/60 можно считать нормой.
Показатель артериального давления зависит также от региона проживания ребенка. От состава почвы и воды, которую пьют дети. В Иркутской области, где находится самое большое в мире пресноводное озеро Байкал, в питьевой воде меньше соли. А значит, можно предположить и меньше предрасположенности к гипертонии.
Детская артериальная гипертензия
Клинические данные в целом по стране указывают, что у 5-10% детей встречается повышение артериального давления. Считается, что артериальная гипертензия у детей в большинстве случаев является вторичной. В основе развития вторичной артериальной гипертензии лежит избыточная выработка гормонов или врожденные изменения артериальных сосудов. До пубертатного периода, то есть до полового созревания, повышение АД наблюдается чаще всего при заболеваниях почек (около 70%), эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы. В пубертатном периоде к этому добавляется гормональная перестройка, увеличение продукции адреналина, что обуславливает рост частоты случаев артериальной гипертензии. Вывод – подростков надо беречь, им и так не просто. А вместо этого именно в старшем подростковом возрасте они оказываются в психоэмоциальном стрессе, который провоцирует еще больший выброс гормонов, приводящих к повышению давления.
Подростки страдают от давления, не зная об этом
В большинстве случаев повышение АД у детей выявляется случайно. Нет стандарта обследования детей, когда всем измеряют давление при любом визите в поликлинику. Не зная, что у них давление, не ищут и причины болезни. А между тем такие дети, как правило, раздражительны, дерзки и непослушны. И это уже не плохое воспитание, а физиология.
У детей школьного возраста артериальная гипертензия чаще встречается при вегетативно-сосудистой дистонии. Обычно у таких детей выражена эмоциональная лабильность, они часто жалуются на плохое самочувствие, утомляемость, боли в области сердца, головные боли и т. д. При объективном обследовании выявляются тахикардия и функциональные шумы в сердце. У детей раннего возраста артериальная гипертензия чаще протекает бессимптомно. В тяжелых случаях она проявляется задержкой физического развития, признаками сердечной недостаточности, одышкой, рвотой, повышенной или пониженной возбудимостью, судорогами.
Синдром отличника
Врачи, участвующие в исследовании «Информационное пространство и здоровье школьников», выявили закономерность повышения давления у детей, которые или сами, или под нажимом родителей стремятся быть лучшими. Отличниками по всем предметам. Но это невозможно в силу их физиологических особенностей. Ребенок может быть визуалистом и не воспринимать на слух устные объяснения учителя. Он начинает отставать. Учитель начинает раздражаться. И у ребенка возникает нервный срыв.
Он начинает быть неуправляемым, жалуется на фантомные боли то тут, то там. Не хочет идти в школу. Значит, ребенка надо не толкать в школу, а вести ко врачу, лучше к медицинскому психологу.
Но еще до школы родители должны обследовать ребенка у психофизиолога, именно этот специалист выявит те особенности, на которые надо будет обращать внимание в школе. И тогда вокруг него будет благоприятная и очень комфортная информационная среда. Ребенок будет впитывать знания тем наилучшим способом, как запрограммировала его природа, а не из-под палки строгого учителя.
Диктат учителя отражается на детском здоровье
Любовь Колесникова, профессор, член-корреспондент РАМН, директор Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения РАМН, рассказала о двух случаях из своей практики: «В Иркутске провели эксперимент. Взяли два класса: в одном учитель, так называемый демократ, а во втором классе учитель был автократ, который держал класс в «ежовых рукавицах», по принципу дрожать-бояться. И оказалось, что у этого учителя-автократа количество заболевающих и часто болеющих детей больше, чем у учителя, который создает благоприятную психологическую атмосферу ребенку».
Второй случай связан с маленьким пациентом с нарушением сердечного ритма. При проведении суточного мониторинга давления обнаружили, что, когда он дома садился за уроки по математике, у него появлялись экстрасистолы в сердечном ритме. Оказалось, что у мальчика конфликт с учительницей математики. И вот стычки с ней таким образом отразились на его здоровье. И, конечно, математику он любить не будет никогда, у него от нее начинается сердцебиение.
Как лечить детскую гипертонию
Любовь Колесникова категорично заявляет: «Никаких лекарств». Не надо прописывать детям взрослые препараты. В руководимом ею центре применяется метод «биологически обратной связи». Это компьютерная система, программное обеспечение для которой разработали новосибирские ученые во главе с профессором Штарком Марком Борисовичем из НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. Ребенок приходит в лабораторию, ему надевают датчики, и он садится перед компьютером, на котором при правильно выполненном задании врача расцветают цветы. Это игра увлекает каждого. А врач просит его, например, попробовать расслабиться, успокоиться. Это и взрослому не просто, но когда у ребенка получается, то расцветает цветок. Это учит детей правильно распознавать эмоции и уметь с ними справляться, продуктивно реагировать на обиду, агрессию, а не подавлять их в себе. Как отмечает Колесникова, на сегодня это один из лучших немедикаментозных методов лечения таких больных. Но успех достигается только при условии, когда маленький пациент хочет добиться его сам. А, опять же, его не заставляют родители.