Москва
25 декабря ‘24
Среда

Как питается российский школьник

Время акселерации школьников прошло, настал период ретардации. Современный ученик ниже ростом, зато толще, чаще болеет и неуравновешен психически. Потому что плохо ест.

15 мая 2009 года в Москве собрались академики и председатели комитетов, занимающихся вопросами здоровья, образования и благополучия детей, при поддержке Лиги здоровья нации. Они провели телеконференцию, в том числе с Санкт-Петербургом, Самарой и Екатеринбургом, чтобы обсудить состояние здоровья современных русских детей, в особенности школьников. Были озвучены результаты последних научных исследований, которые дают возможность оценки реального состояния здоровья детей, которое сильно отличается от официальной статистики. Реальную оценку проводят на основе антропометрических стандартов Anthro 2005, утвержденных Всемирной организацией здравоохранения. И по их данным, заболеваемость наших детей в два раза выше официальных показателей. Большие сомнения вызывают отчеты чиновников и по числу детей-инвалидов.

Условно здоровые

Наши дети не отличаются крепким здоровьем. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, всего 2% выпускников школ можно считать здоровыми. За последние несколько лет ребят с нормальным физическим развитием стало на 8,5% меньше. Растет поколение условно здоровых детей, или, как стали медики говорить в последнее время, здоровых больных. Для них и термин существует специальный -- «ретардация», замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Если обрисовать портрет тех, кто пришел на смену акселератам, мы увидим низкорослых болезненных хлюпиков, нервных, близоруких и склонных к полноте. К тому же с симптомами возможного в будущем бесплодия.

Здоровье с ложечки

Большинство функциональных, особенно эндокринных нарушений врачи связывают с неправильным питанием детей, особенно детей старше пяти лет и школьников.

Потому что пока родители кормят ребенка с ложечки, проблем нет. В первые годы жизни рацион питания малышей почти идеален. Дети получают с пищей все, что необходимо растущему организму. Конечно, жаль, что только 4% младенцев получают грудное вскармливание, ведь грудное молоко дает 90% того, что нужно малышу. А вместо этого более 20% грудничков после пяти месяцев начинают подкармливать уже даже не адаптированными детскими молочными смесями, а обычным пакетированным молоком и кефиром. Потом тоже происходит сбой: мамы очень затягивают молочно-творожный период, поздно переходя на мясо. Более половины малышей не получают мясо в первый год жизни.

Если говорить в целом о детях всех возрастов, то мяса и рыбы они получают достаточно. Нет нехватки белка, а это важно для растущего организма. Но зато чем старше становится ребенок, тем меньше он получает фруктов и овощей. Школьники в среднем едят в день всего 200 г фруктов. Это настолько мало, что недостаток необходимых витаминов и микроэлементов начинает сказываться на здоровье. Например, дефицит железа влечет за собой риск анемии, или малокровия. Слабеньких, бледных, анемичных детей становится все больше: около 20% имеют низкий гемоглобин. Причем если анемия не является симптомом серьезной внутренней болезни, проблема решается только за счет изменения рациона питания.

Два стакана молока

В силу ряда социальных причин у детей, главным образом у подростков, сформировано неправильное представление о том, что надо есть, чтобы быть здоровым и крепким. То, что рекомендуют диетологи, и то, что едят наши дети, это две большие разницы. Следствием неправильного питания считают склонность к ожирению и невысокий рост. Наши дети не толстяки, но показатели ИМТ (индекс массы тела) у многих превышены, хотя ненамного. Замедление роста чаще отмечается у детей, которые четыре-пять раз в году болеют ОРВИ. Это группа часто болеющих детей. Ослабленный иммунитет влечет за собой эндокринный сдвиг, и дети медленнее растут. В не меньшей степени низкий рост указывает на недостаток в организме необходимых микроэлементов, в первую очередь кальция. Для оптимального поступления кальция ребенку надо выпивать всего два стакана молока каждый день. Тогда происходит правильное формирование крепкого костного скелета. А значит, реже будут переломы в детстве и остеопорозы в будущей взрослой жизни. Кальций накапливается в костях только до 15 лет, а дальше он расходуется организмом. Молочное детство -- залог здоровья в будущем. Особенно это важно для девочек.

Наши подростки не хотят думать о том, что они едят, а скорее всего, им просто никто важность питания не объяснял. И поэтому почти половина из них не выпивают свои два стакана молока в день. Не выручает и федеральная программа «Школьное молоко», в рамках которой в школах детям выдают молоко.

Еще один из капризов наших подростков, а именно отказ от хлеба, уже привел к дефициту у них витамина В1. Полный авитаминоз В1 грозит слишком серьезными дисфункциями, чтобы этим пренебрегать. В результате может нарушиться углеводный обмен, возможны поражение нервной системы, полиневриты и даже параличи. Без В1 невозможно нормальное сокращение сердечной мышцы. Девушки-подростки отказываются от хлеба, полагая, что тем самым берегут фигуру. Недостаток витамина В1 также приводит к снижению аппетита и общему истощению. Симптомы такой патологии проявляются в повышенной раздражительности, чувстве беспокойства, плаксивости. Лучшее лекарство от девичьих капризов -- большой кусок черного хлеба грубого помола.

«Школа здоровья»

Так называется акция, которая проводится в рамках государственной целевой программы «Дети России». Уже 3 тыс. школ включились в это движение. Особое внимание уделяется не качеству образования, а тому, в каких условиях учатся наши дети, получают ли они полноценное питание и могут ли заниматься спортом в стенах школы. Предполагается, что в школе должны быть столовая с пищеблоком, безопасный спортивный зал, атлетическая площадка на пришкольной территории, медицинский кабинет. На сегодня 60% школ соответствуют этим требованиям. В 2008 году были выделено 83 млн руб. на поддержку школ спортивно-оздоровительной направленности.

Внушают оптимизм ожидания детских специалистов, которые только за счет санитарно-гигиенических условий школ хотят улучшить здоровье наших детей на 11% (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН).

Полная версия